Найти в Дзене
Борзые Тазы Sehra El

Отпуск борзятника.

Журнал "Охота и охотничье хозяйство" № 6/2023. Приехав с отъезжих полей, молодая девушка уже на следующий день вышла на работу – отдых закончился. Первым делом зашла к директору уточнить, можно ли уже отметиться в плане отпусков на следующий год. Рабочий коллектив уже знал, что три недели ноября – это неприкосновенное время, когда Люба идёт в отпуск. Но Люба предпочитала не рисковать и отметиться в графике первой. И так каждый год. Подготовка к отъезжим полям начиналась на следующий день после приезда с отъезжих полей. Ленинградская область – регион не богатый на зайца-русака. Зверь есть, но можно месяц ходить по полям и ни разу его не встретить. И не везде ходить будешь с борзыми (тем более с Любиными борзыми Тазы, которые на охоте иногда уходят за километр-полтора). Для борзых важно открытое пространство – охота проходит в поле по-зрячему (собака должна видеть зверя) и на высокой скорости. Необходимо отсутствие рядом автомобильных дорог, потому что борзая в азарте травли может выскоч

Журнал "Охота и охотничье хозяйство" № 6/2023.

Приехав с отъезжих полей, молодая девушка уже на следующий день вышла на работу – отдых закончился. Первым делом зашла к директору уточнить, можно ли уже отметиться в плане отпусков на следующий год. Рабочий коллектив уже знал, что три недели ноября – это неприкосновенное время, когда Люба идёт в отпуск. Но Люба предпочитала не рисковать и отметиться в графике первой. И так каждый год. Подготовка к отъезжим полям начиналась на следующий день после приезда с отъезжих полей.

Ленинградская область – регион не богатый на зайца-русака. Зверь есть, но можно месяц ходить по полям и ни разу его не встретить. И не везде ходить будешь с борзыми (тем более с Любиными борзыми Тазы, которые на охоте иногда уходят за километр-полтора). Для борзых важно открытое пространство – охота проходит в поле по-зрячему (собака должна видеть зверя) и на высокой скорости. Необходимо отсутствие рядом автомобильных дорог, потому что борзая в азарте травли может выскочить за зверем на проезжую часть, и тогда охотнику остаётся только молиться. О необходимости отсутствия свалок, где собака может разбиться, и вовсе уже не говорим. Подальше от посёлков – кто знает, как отнесутся обыватели к охоте с борзой, да и люди, гуляющие с домашними собаками, во время охоты тоже нежелательны.

Вот и приходится Любе каждый год брать своих Тазы и выезжать на охоту и испытания в далёкие поля Краснодарского края, где численность зверя позволяет собакам работать каждый день.

Немного о Тазы. Выдержка из стандарта: «…порода борзых собак, выведенная народами среднеазиатских республик СССР. Тазы применяются для охоты на лисицу, корсака, зайца (толай), волка и некоторых других зверей. Работает как самостоятельно, так и совместно с ловчими беркутами, что особенно ценится. Тазы обладают резвостью, зоркостью, злобой к зверю, выносливостью, маневренностью при ловле». Восточная борзая – резвая, поджарая, крепкая, сильная, изящная.

Тазы - Сэхра Эль Амир, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Екатерина Алпатова
Тазы - Сэхра Эль Амир, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Екатерина Алпатова

Итак, отпуск на ноябрь запланирован, можно потихоньку начинать готовиться. Люба осматривает экипировку собак и прикидывает, что заменить, что починить, а что постирать. Сворники (специальные ошейники для борзых) целы. Свора (верёвка, которая пропускается через сворник, чтобы быстро отпускать собак работать по зверю) ещё должна «отходить» пару сезонов. А вот беговые попоны требуют внимания. Одна попона нуждается в починке, две – в стирке, а любимая красная – самая первая попона – осталась где-то в лесопосадке сиротливо украшать ветки акации, поэтому необходимо докупить одну попонку.

Если не заморачиваться, то попоны на охоте не нужны. Попоны обязательны на испытаниях или состязаниях, когда две собаки похожего окраса встают в один номер. Но для этого достаточно одной попоны. А Люба – перестраховщик. Охотясь в угодьях общего пользования, где не редко встретишь ружейных охотников, девушка решила использовать яркие беговые попоны в том числе и для охоты. Ведь люди разные, кто-то и вовсе разбираться не будет, что там рыжее мелькнуло среди камыша, «пальнёт» и поминай, как звали. А яркая попона уже даёт понимание, что это собака, и собака хозяйская. Да и в бинокль проще найти борзую «в одёжке».

Тазы - Сэхра Эль Алия, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Любовь Румянцева
Тазы - Сэхра Эль Алия, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Любовь Румянцева

Вот так потихоньку и проходит зима в подготовке к осени. Обязательная в выходные дни прогулка с собаками, в надежде встретить русака или лису. В первые дни марта сдача охотничьей путёвки. Затем у борзых отдых, а Люба уже копит потихоньку на отпуск, да отмечает весенние даты охотничьих выставок собак, которые хотелось бы посетить. Первую половину лета девушка и борзые отдыхают – спокойные прогулки с налётом июльской лени. А с августа уже можно потихоньку готовиться к сезону.

Каждый борзятник готовит собак по-своему. Кто-то начинает увеличивать время прогулок, например, до 4-5 часов в день. Кто-то активно посещает курсинг. Некоторые гоняют собак за машиной. Кто-то просто верит, что он приедет и собака «втянется» за неделю.

У Любы другой подход. Работая четыре дня в неделю с утра до вечера, возможность четырёх-пятичасовой прогулки отсутствует. Курсинг перестал интересовать. Гонять за машиной девушка считает нецелесообразным и опасным. Просто верить – можно, конечно, но зачем такие внезапные и тяжёлые перегрузки организма, когда собаку можно подготовить заранее?

Кто хочет – ищет возможности. И выход нашёлся быстро – велосипед. Сразу множество плюсов – скорость движения позволяет собаке бежать рядом рысью, что повышает выносливость. Полевые дороги позволяют отпустить Тазы с поводка и тогда получается то же время прогулки, что и пешком, но с более высоким темпом, в то время как собака двигается с удобной ей скоростью. Только пришлось приобрести крепление для велосипеда на машину.

Итак, амуниция подготовлена ещё зимой, необходимые мелочи закуплены летом, корм на три недели поездки запасён с сентября, борзые планомерно подготовлены к сезону. За неделю до отпуска начинается загрузка машины вещами.

День отъезда. Собаки посажены на разложенные задние сидения, поехали.

Два дня пути по 14 часов за рулём, одна ночёвка. Одиннадцать вечера, ура, приехали! Разобрали вещи с машины, перекусили и наконец-то отдых. А завтра уже можно сразу в поле. Ненадолго, чтобы не перегрузить собак в первый же день, но, чтобы уже размять лапки и поздороваться с любимыми местами осеннего отдохновения.

Первый день. Егерь отправил Любу в поле с зеленями, где ещё никто не ходил, а сам поехал показывать угодья ружейникам немного дальше. Четыре борзых Тазы, двое рыщут в поле (красный кобель и муругая сука), белый кобель ушёл работать в посадку, а красная молодая сука держится недалеко от охотницы и бережёт поле, внимательно наблюдая, не поднимет ли кто из борзых зайца. Через некоторое время из посадки, метрах в 250 от Любы, выскочил русак и покатил вдоль деревьев, не выходя полностью на поле. Зайца явно спугнул белый кобель, но ещё не вышел следом. Девушка не стала показывать русака собакам, ведь это первый день, зверь далёкий, не хотелось длительной проскачки сразу «с колёс». Но тут выскочил с посадки белый кобель, который шёл по следу, он пометил зайца и заложился за ним. Русак к этому времени отрос на 200 метров от места выхода кобеля и почти на 300 метров от остальных собак. Борзые с поля пометили травлю и тоже рванули за зайцем. Люба расстроилась, что в первый же день «умотает» своих охотников и быстрым шагом пошла следом. Ближе к концу поля, метров уже за 400 от девушки, собаки настигли русака и стали «бить» его на угонках (пытались заловить зверя, в то время как он резко менял направление, чтобы увернуться). Бинокль позволил рассмотреть, как русак резко ушёл влево под красного кобеля, тот его накрыл, но юркий зверёк вывернулся и наддал в сторону спасительного камыша. Небольшой холм в конце поля не позволил разглядеть дальнейший ход травли. Охотница опустила бинокль и бодрой трусцой двинулась за борзыми.

По-осеннему тёплое краснодарское солнце в голубом небе не позволяло расстраиваться. Потому как первый русак, первая работа в этом году. И понятно, что собакам необходимо втянуться после одиннадцати месяцев перерыва, но так хотелось охотничьей удачи. Идя вдоль посадки и посматривая по сторонам, Люба заметила почти в середине поля своих собак. «Странно,» – подумала охотница – «уходили собаки вдоль посадки, а успели умотать в середину поля. Наверное, проводили зайца до следующей лесополосы и теперь возвращаются».

Но Тазы стояли на месте и не торопились двигаться к девушке. Постепенно приближаясь к борзым, Люба увидела, что красный кобель лежит, белый идёт на встречу, красная сука стоит и радостно виляет хвостом, а муругая тащит зайца. Но тяжёлый русак то и дело кладётся на землю уставшей собакой.

Вот так день! Вот так первый выезд в поле «диванных собачек»! Добыча потянула на добрых четыре с половиной килограмма. Собаки «с колёс», первый день, первая в этом сезоне и очень длинная проскачка – и вот он отличный результат! Отметив добычу в путёвке, Люба позвонила егерю, чтобы сказать, что русака добыли и уезжают на базу. «Что? Уже поймали? Ты же полчаса, как приехала! Мои ружейники ещё ни одного не добыли!» – эмоционально поздравил он девушку.

Борзые Тазы, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Елена Румянцева
Борзые Тазы, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Елена Румянцева

Двадцать минут пешком до машины на своре, минут сорок дороги и наконец-то база. Теперь надо в первую очередь обиходить собак – намыть натруженные лапы (краснодарская земля набивается между пальцев и застывает камнем, поэтому Люба предпочитала мыть борзым ноги после поля, чем потом лечить потёртости) и накормить. Затем ошкурить добычу. И после этого уже можно и пообедать. Встали сегодня рано, время уже почти пять вечера, готовить не хочется – почему бы и не позволить себе перекусить вредной едой быстрого приготовления.

Так и полетел отпуск, со скоростью сорвавшейся со своры борзой.

Раз в несколько дней Люба обязательно давала собакам выходной. Уматывались они на охоте знатно. Но каждый раз выходили в поле, готовые работать до последнего.

В один из дней интересная и красивая работа была у красного кобеля. Мокрая пашня, недавно прошёл дождь. Выезд в поле планировался ненадолго, чтобы собаки просто "спустили пар", потому что перед этим были два сложных дня испытаний. Целый день на своре и только один пуск по своему зверю – собаки устают на таких мероприятиях морально, особенно, если твоему номеру «повезёт» отработать уже в самом конце, после четырёх часов «хождения на верёвке». Приехали в охотугодья, Люба выпустила своих Тазы из машины, и сразу же с края поля поднимается русак и скрывается в посадке. Три собаки уходят работать по нему. Красный кобель оказался с другой стороны автомобиля и не видел зверя. Обойдя «Патриот» охотницы и учуяв свежий след, борзой пошёл по нему в посадку, где поднял и выгнал второго русака. Заяц вышел в семидесяти метрах впереди и сразу покатил по грубой, тяжёлой пашне к противоположной лесополосе. Около ста пятидесяти метров травля шла прямо от охотницы, но затем русак стал забирать правее и работу стало видно сбоку. Борзой сократил расстояние до русака и уже через пятьдесят метров достал и попытался заловить. Заяц резко ушёл в сторону и прибавил, стараясь докатить до спасительных кустов акации. Кобель снова дошёл до русака и на очередной угонке взял его по месту. Под радостное «Дааа!» охотницы, борзой аппортировал добычу. Вес зверя 4700.

Тазы - Сэхра Эль Амир, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Елена Румянцева
Тазы - Сэхра Эль Амир, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Елена Румянцева

Выходя в поле и спуская собак со своры, Люба каждый раз с удовольствием наблюдала работу своих Тазы. Как они внимательно берегут поле. Расходятся в разные стороны в поисках зверя, но не теряя друг друга из вида, чтобы подоспеть к травле, когда встанет заяц. Все собаки охотницы знали, как и где искать русака. Ведь это далеко не первые Тазы у Любы. Это уже четвёртое поколение. И старшие борзые всегда обучали младших на охоте. С полугода молодёжь начинала втягиваться и работать. Ходили за старшими в камыш, прочёсывали посадки и соры. Смотрели, как старшие аппортируют зверя, а когда приходило время самостоятельной охоты – гордо приносили охотнице добычу.

В один из последних дней отпуска выносливость и настойчивость в работе показал белый кобель. На краю поля встал крупный русак и покатил на противоположную посадку, до которой было около 400 метров. Трое борзых сразу пошли работать, а белый кобель был очень далеко – ему до травли было примерно 300 метров. И, конечно, он заложился следом. Дойдя до посадки, русак обманул борзых, которые шли за ним вплотную. Заяц прошёл посадку насквозь, затем заскочил в неё снова и, вернувшись обратно на первое поле, стал уходить вдоль кустов. Борзые этот манёвр не видели и стали рыскать в густом кустарнике. Белому кобелю до травли было ещё метров 200, он зверя пометил и продолжил скачку. Ещё примерно через 300 метров русак дошёл до канавы и попытался обмануть борзого – зверёк перепрыгнул глубокий ров, выскочил на поле, а затем развернулся и запрыгнул в канаву. Но опытный Тазы не пропустил русака и накрыл его. Это была длительная, но результативная скачка. Вес добычи – 4650.

Тазы - Сэхра Эль Арман Мирас, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Любовь Румянцева
Тазы - Сэхра Эль Арман Мирас, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Любовь Румянцева

Как настоящий борзятник, Люба очень любит своих борзых Тазы и охоту с ними. И очень многое в жизни подчинено этой любви. Отпуск? Значит ноябрь. Новая машина? Чтобы была с хорошей проходимостью и вмещала всех собак. Премия? Отлично, как раз нужен новый рюкзак для охоты. Повышенные нагрузки у борзых в сезон? Значит надо взять побольше мяса и добавок для восстановления мышц после скачки.

Вот так и проходит отпуск борзятника. Мы готовимся год ради трёх недель. Бросаем всё и уезжаем за две тысячи километров ради простора полей, охоты и своих собак. Отпуск проходит под девизом ранних подъёмов, порой дождливой и холодной погоды и усталости после пройденных почти каждый день километров. Но именно это всё и наши борзые – делают нас счастливыми.

Тазы - Сэхра Эль Арман Мирас и Ирис Эль, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Сергей Гаврилов
Тазы - Сэхра Эль Арман Мирас и Ирис Эль, питомник "СЭХРА ЭЛЬ". Фотограф - Сергей Гаврилов

Охотничьи рассказы и фотографии борзых Тазы питомника «Сэхра Эль».

Е.С. Румянцева