По следам древних мореплавателей
Как часто многие из вас сетуют: «Нет материалов, не с чем работать!» Спору нет, пока еще не удается обеспечить всех желающих тем, что им необходимо. Но что за беда: немного смекалки и в умелых руках обыкновенная полистироловая коробочка, флакон из-под шампуня, кусок упаковочного пенопласта могут превратиться в модель красивой быстроходной яхты или старинного парусного корабля.
рис. 8. Лодки с кожаной обшивной: а - североамериканская лодка из прутьев; 5 — вавилонская куффа; в — древнеирландский коракл; г — вьетнамская лодка-корзинка; д — каяк (вверху) и умиак эскимосов (внизу).
Находчивости и выдумке поучиться у наших предков, которые строили суда из самых разных материалов камыша, тростника, папируса, бамбука и даже из кожи. Причем среди последних были такие, которые окапались вполне пригодными для далеких океанских плаваний, а современные эскимосы плавают на кожаных лодках и по сей день.
Цветет дикий шиповник в Калининградской области видео
Как утверждают дошедшие до нас некоторые летописные источники, на судах с деревянным каркасом и кожаной обшивкой древние ирландцы совершали далекие рейсы вплоть до беретов Северной Америки. В том, что подобные плавания действительно были возможны, помог убедиться эксперимент,,. Поставил его в 1977 г. историк, писатель и путешественник Тимоти Северин. Он решил переплыть Атлантический океан на кожаной лодке древнеирландской кураге, или карре. По преданию, именно такое плавание совершил живший в VI в. ирландский монах Бренда н. Приступая к постройке лодки, Т. Северин тщательно исследовал все имеющиеся исторические источники, чтобы создать судно, максимально соответствующее прототипу. Была выдержана порода дерева, из которого делался остов, для обшивки лодки использовали 49 бычьих кож, продубленных по средневековым рецептам, 37 км льняных ниток пошло на сшивание обшивки, 3 км кожаных ремней -для вязки остова. Чтобы сделать кожи водонепроницаемыми, их тщательно пропитывали воском
Лодка «Св. Брендан» имела в длину 10,9 м, в ширину 2,4 м и была снабжена двумя мачтами высотой 3,6 и 5,7 м, оснащенными льняными парусами. Управление осуществлялось широколопастным веслом с правой стороны: лопасти гребных весел длиной 3,5 м били сделаны очень узкими.
Плавание отважного исследователя по следам древних мореплавателей продолжалось с перерывами около двух лет. За ним последовали путешествия по маршруту сказочного Синдбада-Морехода и легендарных аргонавтов. Так что, как видите, и сегодня время отважных мореходов-первопроходцев отнюдь не миновало. Вот почему тем из вас, кто мечтает о романтике дальних странствий, рекомендуем сделать модель кожаной лодки «Св. Брендан» —единственного пересекшего океан судна из кожи.
Размеры нашей модели, которую мы будем делать по рисунку 9 в масштабе примерно 1:50 (для этого необходимо каждую сторону квадрата масштабной сетки увеличить до 10 мм), составят: длина 220 мм, ширина — 50 мм, длина фок-мачты— 72 мм, грот-мачты 115 мм, весел — 70 мм.
Сначала перечертите или увеличьте изображение модели фотоспособом. Подготовьте для работы острый нож, паяльник, шило, кисточки для клея и красок и материалы: пенопласт из упаковок, рейки, лопаточки для мороженого или кусочки фанеры толщиной I мм, батист или. тонкое полотно для парусов (в крайнем случае их можно сделать из бумаги), суровые светлые нитки, имитирующие канаты из, например, из пеньки.
Рис. 9. Модель кожаной лодки «Св. Брендан»;
1 — носовой тент; 2 — кливер; 3, 7 — реи; 4 — фок-мачта; 5 — крепление рея; 6 — грот; 8 — грот-мачта; 9 — вымпел; 10 — ре-ванты крепления паруса; II —риф-шверты; 12 —ликтрос; 13 — скатка запасных кож; 14 — спасательный плот; 15 — брезентовая каюта и радиорубке; 16 — опорная рама рулевого весла; 17 — кормовой тент; 18 — рулевое весло; 19 — киль-балласт [фальшкиль); 20 — гребные весла; 21 — шверт; 22 — степс; 23 — каркас обшивки; 24 — обшивка; 25 — строп для буксировки; 26 — крепление шверта; 27 —лавки-банки для гребцов; 28 — палубный настил; 29 — крепление спасательного плота; 30—солнечная батарея; 31 —теоретический чертеж обводов корпуса; 32 — изготовление остова корпуса методом пайки из проволоки; 33 — корпус модели из пенопласта.
Корпус из пенопласта можно вырезать терморезаком, сделанным из полосок жести, прикрученной к жалу электропаяльника проволокой (рис. 10). При атом желательно соблюсти профиль обводов корпуса, для чего по чертежу вырежьте из картона шаблоны шпангоутов и прикладывайте их к корпусу по мере его изготовления. Носовой п кормовой тенты вырежьте заодно с корпусом. Для тех из вас, кто умеет хороню паять, можно порекомендовать и второй, более сложный способ изготовления корпуса спаять остов модели из кусочков отожженной стальной или медной проволоки толщиной 1 мм, выгнутых н соответствии с чертежом.
Окрасьте готовый остов - это предохранит его от ржавчины, обтяните полосками кожзаменителя (лучше коричневого цвета) (купить его можно в магазинах «Сделай сам» или «Умелые руки»). Если не окажется этого материала, используйте плотную ткань, пропитанную клеем БФ-6 и окрашенную нитроэмалью в коричневый цвет.
Мачты п реи можно сделать как из реек, так н из стеблей тростника, камыша или соломы; кили-шверты, банки-сиденья для гребцов, палубный настил — из лопаточек для мороженого или кусочков тонкой фанеры; мачтовые степсы (крепления основания мачт и) из кусочков древесины или пенопласта. Из пенопласта вырежьте и спасательный плот, закрепив на нем по периметру нитку-леер и окрасив его в заметный на фоне морских волн оранжевый цвет. Панель солнечных батарей имитирует разлинованный рейсфедером и тушью квадратик белого картона, скатки запасных шкур -полоски коричневой ткани вдоль борта.
Рис. 10. Приспособления для ручной резки пенопласта:
в — терморезак из жести; 6 — терморезак из обточенного жала электропаяльника.
Паруса вырежьте из белого полотна, батиста или бумаги, разлинуйте, приклейте кусочки ниток для подвязывания паруса риф-штерты, обшейте или оклейте по краям литросом — толстой суровой ниткой и закрепите на реях при помощи рсвантов. На парусах нарисуйте фломастером или нитрокраской красный кельтский крест («крест в нимбе») - опознавательный знак «Св. Брендана». Приклейте к днищу металлическую полосу — балластный фальшкиль, и можете приступать к окраске вашей модели.
Корпус снаружи и изнутри покрасьте темно-коричневой краской, тенты носового и кормового отсеков— оранжевой, каюты и радиорубки — серой. Деревянные части модели лучше всего не красить, а пропитать морилкой или сильным раствором перманганата калия и покрыть лаком.
После этого вам останется только поставить паруса, натянуть такелаж из ниток н испытать вашу модель на воде либо использовать ее в качестве оригинального сувенира.
Декоративный габион видео
Теги : сделать модель планера, сделать модель корабля. сделать модель яхты, сделать поделки с детьми, как сделать своими руками, поделки своими руками, сделать беспилотник, сделать беспилотный корабль,