К 170-летию со дня рождения русского писателя и публициста Владимира Галактионовича Короленко (1853–1921).
Каждый из нас помнит ещё со школьной скамьи – «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Вопреки расхожему мнению, приписывающему фразу Максиму Горькому, изречение принадлежит перу Владимира Галактионовича Короленко: оно из очерка «Парадокс», его пишет ногой калека, безрукий от рождения. Не лучшая ли это характеристика творчества писателя, которого любили и уважали все – от Чехова до Луначарского?
«Совестью эпохи» называли Владимира Галактионовича почитатели его таланта, он обладал огромной популярностью у современников. Даже немногословный и скупой на похвалу Бунин в одном из интервью заметил:
«Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко».
С юности Короленко был ярым противником всяческой несправедливости, посему и сблизился с разночинцами-народниками, считавшими основной идеологией течения поиск своих корней, сближение интеллигенции с «народной мудростью», «народной правдой». Революционные идеи привели будущего писателя к целой череде ссылок и каторги, сломившими бы любого слабого духом человека, но твердый характер Короленко помог ему выстоять и даже подобрать огромный материал для творчества.
В тяжелой шестилетней якутской ссылке он написал знаменитую повесть «В дурном обществе», затем последовали «Сон Макара», «Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Без языка». Бесконечная способность писателя к состраданию и не менее бесконечный оптимизм привлекали к нему все новых и новых читателей, воспринимавших повести и рассказы Короленко как настоящую и правдивую летопись российской жизни на рубеже XIX-XX веков. В 1886 году в детском журнале «Родник» был опубликован сокращённый вариант рассказа «В дурном обществе», в котором он многократно переиздавался и переиздается доныне. Кстати, сам автор адаптации не одобрял, не понимая, «почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном»:
«Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. Павленков, по-моему, совершил настоящее преступление, обкорнав Диккенса. Множество юношей успели получить самое превратное понятие о Диккенсе, и впоследствии мне приходилось разуверять таких читателей, — что Диккенс вовсе не скучный и не сухой моралист».
С 1900 года Владимир Галактионович нашел себе тихое пристанище в Полтаве, которую больше не покидал. Тихим и благостным местечко оставалось до 1917 года, ровно до тех пор, когда началась череда революционных пертурбаций, и Полтава оказалась в самом эпицентре социального смерча - «белые пришли – грабят, красные пришли – грабят». Около десятка раз в городе менялась власть всех цветов – белые, красные, зеленые, петлюровцы, гетманцы, немцы, обычные бандитские шайки без идеологической подложки…
«...Вся жизнь проникнута уже и проникается всё более признаками озверения и бесправия... Я уверен, что знамением власти, которой суждена конечная победа в этой ужасной борьбе, раздирающей нашу несчастную родину, будет обращение к человечности и праву»…
Несгибаемый Короленко никаких цветов не менял, оставаясь верным только собственной совести. Он никогда и ничего не просил для себя, без всякой боязни отправлялся «на прием» к очередным представителям власти и пытался избавить от расстрелов и тюрем знакомых и не знакомых ему людей. Когда большевики предложили писателю, на веское слово которого делал ставку лично Владимир Ильич, поехать в санаторий за границу, чтобы привести в порядок пошатнувшееся здоровье, то встретили жесткий отказ. От покровительства писательских организаций, во множестве появившихся в первые годы Советской власти, тоже отказывался, говорил, что есть и другие писатели, нуждающиеся в финансовой поддержке. А вот от простых людей их скудные подношения с благодарностью принимал, никогда не обижая отказом. Когда писатель уже умирал от воспаления легких, горожане несли в одноэтажный особнячок на Малой Садовой все, что, по их мнению, было необходимо больному. На бережно свернутых пакетиках со снедью и лекарствами грамотные рабочие писали: «Другу несчастных», «Нашему защитнику», «Только поправляйтесь!».
Последние годы жизни Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника», которое считал основным в своей творческой биографии. Труд остался незаконченным, тем не менее «История…» представляет огромный интерес для современного читателя, являясь, как замечено в предисловии к изданию 2018 года, «волшебным окошком во времена царствования Александра II, позволяющим увидеть эту далекую от нас эпоху во всем ее разнообразии, многолюдьи и парадоксальном сходстве с современностью».
И, несмотря ни на что, писатель верил в Россию и ее будущее. Уже после революции он написал:
«Верю, что Россия не погибнет, а расцветёт, хоть мы последнего и не увидим. Пережить предстоит, конечно, ещё очень много. Кризис будет тяжёлый и бурный, но Россия – страна не только большая, но и с великими возможностями».
Из книг и публицистических заметок В.Г. Короленко:
✍🏻 Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает.
✍🏻 Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует гнать в стойло.
✍🏻 Стих — это та же музыка, только соединённая со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.
✍🏻 Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества.
✍🏻 Общий закон жизни есть стремление к счастью и всё более широкое его осуществление.
✍🏻 Насилие питается покорностью, как огонь соломой.
✍🏻 Искусство помогает человечеству в его движении от прошлого к будущему.
✍🏻 Судьба — это нечто, что мы не можем изменить, но мы всегда можем выбирать, как на нее реагировать.
✍🏻 Литература должна быть не только красивой, но и полезной, она должна помогать людям понимать мир и себя.
✍🏻 Борьба людей должна отличаться от звериной свалки. А отличие это заключается в давно уже провозглашенном требовании: «Мужество в бою, великодушие к побежденному противнику».
✍🏻 Нужно рисовать людей и события, а чувство должно рождаться у читателя само, из этих описаний.