Половина россиян считают, что самые престижные профессии измеряют деньги. Но в топе IT-специалисты, потом идут врачи и военнослужащие. Военнослужащие – вновь престижная профессия.
Сергей Михеев: Это было бы правильно, потому что военное сословие – опора любого государства. Чтобы это сословие было, его надо воспитывать, поддерживать, обеспечивать. Простая вещь: возможно ли, чтобы у нас была профессиональная армия в принципе, не призывная? Я считаю, что теоретически возможно. Проблема в том, что это требует многолетнего и упорного труда. Россия – это очень большая страна с большим количеством сложностей, окруженная не очень дружественным окружением: местами лучше, местами хуже. Угроз такое количество, что все равно надо иметь большую армию.
1990-е и нулевые годы – почти полный провал. А потом были реформы Сердюкова, которые многие рекламировали (в том числе многие из тех, кто сейчас остаются в кабинетах, креслах Госдумы) и говорили: «Ой, какая у нас хорошая реформа! Какая хорошая армия – маленькая, компактная! Всё будет так хорошо!». Она реформировалась практически по натовскому бригадному принципу. Я тогда еще удивлялся: «Что, если нападут с трех сторон? Как вы будете действовать? Ваша маленькая компактная армия разорвется на части?» Они говорили: «Мы бригаду сюда перекинули, бригаду туда». Тогда был ответ: «Но у нас есть ядерное оружие». Оказывается, что наличие ядерного оружия – это еще не гарантия того, что можете все проблемы решать. Оно как бы есть, но его как бы нет. Потому что, чтобы (когда, как) его применить, для этого должны сложиться очень экзотические условия.
Время показало, что реформа Сердюкова фактически провалилась. Для ведения большой операции, больших крупномасштабных военных действий этой армии просто недостаточно. Это доказала нынешняя частичная мобилизация, потому что стало ясно, что без этого никак. Хотя, на мой взгляд, сначала бы отработали всех добровольцев (как это сейчас делают), кого можно привлечь в армию на материальной основе, а потом уже заниматься мобилизацией. Это подтверждают многие военные.
России нужна большая постоянная армия. Сейчас увеличение призывного возраста – это просто способ увеличения численности. Но можно ли сделать так, чтобы армия была большой и профессиональной? Можно. Правильно было бы постоянно иметь под ружьем большую армию профессионалов. Не тех, кого на год призвали: ты побегал, попрыгал, где-то пострелял и ждешь, если вдруг завтра война.
Но реформаторы говорили, что это дорого.
Сергей Михеев: Ну и что, что дорого? А что происходит сейчас, не дорого? За этот год с небольшим уже потратили столько денег, что, мне кажется, это съело всю их экономию за все эти годы. Надо стремиться к тому, чтобы в стране было некое военное сословие профессионалов - большое, которое бы обеспечивало решение задач обороноспособности. Здесь, конечно, важен престиж профессии, материальная поддержка и т.д. Призыв – это понятно. Но ясно, что призыв – экстренная мера. Когда деваться некуда, то давайте призываем всех из запаса: умеешь или не умеешь, знаешь или не знаешь, с какой стороны браться за автомат – давай все сюда! Это уже когда вопрос жизни и смерти. До этого вопроса лучше не доводить. Мудрый политик лучше целой армии.
Если уж дошло – тогда да. А если неэкстремальные варианты, то с этим должны работать профессионалы, которые всю жизнь этому посвящают – готовятся всё время, постоянно, из года в год, изо дня в день и т.д. Эта профессия обязательно должна всегда находиться в верхних строчках приоритетов.