Волна масштабных межнациональных и социальных конфликтов, разорвавших СССР, началась в Якутии в марте-апреле 1986 г. Огромная малонаселённая автономная республика, о которой обычный советский человек знал в основном по песне Кола Бельды «Увезу тебя я в тундру», да ещё слышал о городе Мирный, где добывают алмазы, запустила механизм саморазрушения гигантской сверхдержавы. Уже через несколько месяцев гораздо более кроваво вспыхнул Казахстан, и пошло-поехало.
Межнациональные конфликты в той или иной форме неизбежны во всех многонациональных государствах. Важно то, как на них реагируют власть и общество, насколько они готовы слушать разные стороны и принимать компетентные решения для поддержания мира. О том, насколько адекватна этим задачам была советская власть, в частности, в Якутии, написано немало. Якутские восстания 1921-30 гг., вооружённое выступление 1942 г., истребление якутской интеллигенции во время сталинских репрессий 1937-38 гг. свидетельствуют, что «рабоче-крестьянское» государство со своим показным интернационализмом справлялось с этими задачами плохо.
После смерти Сталина советская власть постепенно отказалась от самых вопиющих проявлений государственной тирании – в частности, уменьшились налоги с сельского населения, а крестьяне, хотя и не получили паспорта, имели возможность правдами и неправдами перебираться в города. Жизнь на селе оставалась нищей, но хотя бы не голодной, и молодёжь, не желавшая спиваться в колхозах, двинулась на поиски лучшей доли.
Всё это затронуло и Якутию. Голодная беспросветность сталинского времени ушла в прошлое, и численность якутов, как и других коренных народов Сибири и Дальнего Востока, впервые с 1917 г. начала расти. В 1956 г. был открыт Якутский госуниверситет, в который устремилась молодёжь преимущественно коренной национальности.
Когда жизнь людей перестаёт быть постоянной борьбой за существование, они начинают задумываться о серьёзных материях – в частности, о своей нации и её проблемах. Так в XIX веке появился европейский национализм, а столетием позже аналогичный процесс докатился до дальних окраин СССР.
Якутская молодёжь, интересуясь своей историей и национальной идентичностью, сталкивалась со странными противоречиями в её советской (марксистско-ленинской) интерпретации. До Второй мировой войны советская версия истории Якутии была примерно такова: царская Россия, будучи «тюрьмой народов», жестоко завоевала Якутию, обложила «инородцев» ясаком, всячески их угнетала и подавляла, а потом пришли большевики, и дали им равноправие и автономию. Правда, даже в советских книгах, учебниках и статьях кое-как упоминалось, что практически все якутские просветители и создатели современной якутской культуры были этой самой властью уничтожены.
После войны концепция истории Якутии изменилась. О жестокостях завоевания забыли, об угнетении «инородцев» – тоже; упор теперь делался на благотворных результатах присоединения Якутии к России. Хотя сколько-нибудь внятных примеров благотворного этого влияния не приводилось – потому, что таковых было маловато. Сложилась нелепая ситуация: в библиотеках стояли рядом книги, справочники и энциклопедии, проклинавшие «тюрьму народов» и угнетение якутов – и рядом с ними издания, рьяно оправдывавшие «добровольное присоединение».
Отношения между русскими и якутами, как и отношения между основным народом страны и другими коренными сибиряками, были разными. В целом сохранялись добрососедские и дружеские отношения, заключались смешанные браки, но нередки были и бытовые конфликты, особенно среди детей и молодёжи. Появление в Якутские большого студенческого сообщества, в котором преобладали якуты, тем более – в основном выходцы из отдалённых районов, обострила обстановку в городе. Между якутской и русской молодёжью происходили драки и стычки.
«Лидерами русских подростковых "банд" стали курсанты Якутского речного училища, якутских - старшеклассники 2 и 8 школы, в то время там училось много якутской молодежи, детей специалистов (партийных, торговых, силовых структур) переведенных на работу в город. …. В 60-ых годах курсанты и русская гопота стали уже вызывать на драку студентов ЯГУ, начались первые драки. Особенно на это не обращали внимание, ну забавляется молодежь, ну драка дело молодых, все были такими, кровь горячий и т.д. Но попустительство привело к тому, что банды гопоты уже стали нападать на студгородок и это вылилось в массовые драки и беспорядки начала 70-х. Активное участие в избиении студентов приняли люмпенизированный русскоговорящий элемент, в основном являющиеся бывшими уголовными заключенными. В нашем доме один такой сантехник открыл стрельбу из охотничьего ружья по собравшимся на митинг студентам, по слухам он был не единственным. Лозунг таких людей был "Что-то якуты совсем распоясались, надо их поставить на место" (ed_glezin, комментарий).
Первый раскат грома прогремел в 1979 г. Тогда группа студентов-якутов подралась с группой русских. Драка переросла в стрельбу, и на улицы Якутска с криками «наших бьют!» высыпали сотни студентов. Беспорядки подавили внутренние войска. Столкновения были серьёзными, но это ещё не было политическим конфликтом: никаких лозунгов или требований не выдвигалось. Зато в памяти якутов осталось то, что солдаты избивали именно их. Через несколько лет эта память выплеснется на улицы, обретя уже политические формы.
После событий 1979 г. в Якутии начался быстрый рост национального самосознания. В республике распространялись письма с требованием повысить статус Якутии до союзной республики, одна за другой появлялись статьи о деятельности основателей современной якутской культуры, уничтоженных советской властью (таких, как писатель Платон Ойунский), или оклеветанных ею (например, историк и этнограф Алексей Кулаковский). Всё это накладывалось на ужасные жилищные условия, в которых проживало большинство жителей алмазодобывающей республики (разумеется, не только якутов, но и русских). Дефицит и «чёрный рынок», терзавший весь СССР, в изолированной Якутии приобретали чудовищный характер: там буквально не хватало всего, и всё было страшно дорого. Дороговизна и «чёрный рынок» сжирали все северные надбавки. Железную дорогу до Якутска советская власть так и не провела, автомобильные дороги были в жутком состоянии, и республика зависела от «северного завоза» - т.е. к концу зимы товары в магазинах кончались. Республика, добывавшая для всей страны алмазы и золото, погрязла в нищете. А социальные неприятности всегда и везде усиливают межнациональную неприязнь – кто-то должен быть виноватым в отсутствии колбасы и дороговизне унтов. Среди якутов рос интерес к личностям вождей антиколониальных восстаний XVII века и участников антисоветских движений 1920-х гг. Среди местных русских усиливался «синдром старшего брата»: мол, мы им принесли цивилизацию, а они, неблагодарные, нас ненавидят…
К середине 1980-х гг. неблагополучие в Якутии стало предметом пристального внимания «компетентных органов». «Последним аккордом приведения к состоянию готовности всех сил КГБ стала лекция начальника пресс-бюро КГБ для слушателей вечернего университета Якутского обкома КПСС 14 декабря 1985 года в Доме политического просвещения. Может, он опередил события из-за излишнего усердия (позже все сказанные им слова были расценены как его личное мнение). Но его слова вновь возродили во многих душах забытые было страх и покорность: "Уговоры, клевета, распространение ложных слухов, преследование честных людей вплоть до уголовно наказуемого деяния... Кто создает в республике такую атмосферу? В этом разберутся соответствующие органы". Понятно, какие органы. Кто же занимался таким неблаговидным делом? У удальца от КГБ готов ответ и на такой вопрос: "...Подобная тенденция враждебного отношения к русским пропагандируется в якутской литературе писателями Яковлевым-Даланом, Петром Аввакумовым, Софроном Даниловым (Далан (Яковлев Василий Семенович). Жизнь и судьба моя. https://vgulage.name/books/dalan-jakovlev-v-s-zhizn-i-sudba-moja/#chapt_82626).
Т.е. «органы» решили, что проблемы Якутии не в некомпетентной политике и неумелой пропаганде советской власти, не в тяжёлых бытовых условиях, не в дефиците и «чёрном рынке», а в якутском национализме. Что это означало – что нужно сжечь все советские книги, журналы и статьи, изданные до 1940 г. (в них говорилось о захватнической политике царизма)? Запретить упоминания о якутских просветителях, оказавшихся «врагами народа»? Сажать за упоминания якутских тойонов – таких, Тыгын, умерший в Якутском остроге, и Дженник, замученный казаками? Что ж, это показывает уровень компетентности (точнее, некомпетентности) советской власти.
Нарыв прорвался 28 марта 1986 г.: на катке близ университета произошла серия драк между русскими и якутскими студентами. Драки продолжились и в последующие дни, а 1 апреля произошло особенно жестокое столкновение. Вечером того же дня студенты стали требовать вмешательства властей и наказания зачинщиков. 2 апреля в актовом зале университета состоялась встреча студентов с работниками МВД и, конечно, с партийным и комсомольским активом. Которая, как и следовало ожидать, прошла безрезультатно – милицейские и партийно-комсомольское начальство лишь что-то растерянно лепетало.
После этого большая толпа студентов двинулась к центру города. Тогда-то выступление и приобрело политический характер. В толпе кричали: «Якутия для якутов, долой русских!», «Разнесём площадь Орджоникидзе!» (здесь находится здание МВД республики) и т.п. По пути следования протестующие нападали на русских – сколько человек пострадало, неизвестно (вряд ли много); во всяком случае, ими был избит лейтенант милиции русской национальности. Тем не менее раненых не было: в медучреждения города никто не обратился.
После шествия по улицам студенты вернулись в актовый зал университета, где провели митинг. На нём в основном возмущались бездействием милиции и жаловались на нападения на якутов, но звучали и националистические лозунги, и напоминания о том, что Россия завоевала якутов. Партийные и советские начальники, присутствовавшие в зале, отмалчивались.
На следующий день власти всё-таки стали принимать меры. Около 100 участников столкновений были задержаны, но до суда довели только шестерых – троих русских и троих якутов. Они получили сроки до 4 лет заключения. По сравнению с последовавшими через полгода беспорядками в Алма-Ате и их жестоким подавлением Якутск вышел из конфликта довольно легко.
Советская власть не поняла, что волнения в Якутске – первый звонок, оповестивший о наступлении в СССР новой реальности. О вступлении Советского Союза в период нарастающих межнациональных конфликтов, в течение нескольких лет разорвавших его на части. Она (власть) продолжала самоуспокаивающие заклинания, бормоча что-то невразумительное об «интернационализме» и «новой исторической общности – советском народе». Хотя как раз события в Якутские продемонстрировали, что эта «общность» - фикция.
В секретном докладе в ЦК КПСС, подписанном зам. зав. Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС Н.Золотарёвым, зав. сектором Отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС А.Балагуровым, зав. сектором Отдела пропаганды ЦК КПСС А.Рогановым, зав. сектором Отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС Д.Кузнецовым и нач. отдела Управления КГБ СССР В.Лебедевым 21.04.1986 г. говорилось: «Антиобщественные проявления среди молодежи в г. Якутске свидетельствуют о недооценке со стороны обкома КПСС, партийных, советских, комсомольских органов республики важности работы по воспитанию людей в духе советского патриотизма и интернационализма. Они явились следствием серьезного ослабления идейно-воспитательной работы в целом...
Крупные недостатки в учебно-воспитательной работе имеются в Якутском государственном университете. У него практически нет связей с коллективами предприятий, других учебных заведений, творческих союзов и театров. В коренном улучшении нуждается трудовое воспитание студентов. Среди них сильны настроения иждивенчества, потребительства, исключительности. В стенах университета его воспитанники зачастую не получают должной коллективистской закалки. Уменьшается число тех, кто пришел на студенческую скамью с производства».
Иными словами, власть требовала «расширить и углубить» партийно-политическую работу, которая должна была настроить якутов и местных русских на дружбу и радостное строительство коммунизма. О ветхих домах, в которых зимой якутяне ходили в зимней одежде, о бездорожье и нехватке всего и вся не говорилось ничего.
В таком же духе было выдержано и постановление ЦК КПСС от 5 мая 1986 г. о событиях в Якутские. «Обратить внимание…», «вести интернациональное воспитание, добиваться повышения его эффективности…», «давать решительный отпор всякого рода проявлениям национализма и шовинизма…», «поддерживать все, что направлено на упрочение братской дружбы народов, способствует их сплочению в борьбе за ускорение социально-экономического развития» и т.д. (http://www.ng.ru/ever/2001-04-29/15_union.html). Т.е. за всё хорошее и против всего плохого.
Власть то ли не понимала, что происходит, то ли понимала, что бороться с реальными недостатками (точнее, вопиющими провалами всей социальной и экономической политики) она не в состоянии.
Национальные проблемы решаются трудно в любом государстве и любом обществе. Для этого используются различные экономические, финансовые, налоговые, пропагандистские, культурно-просветительские и другие методы. Над решением этих проблем трудятся квалифицированные социологи, этнографы, политологи, демографы, лингвисты и культурологи. Проблемы подобного рода не могут решаться при опоре на какую-нибудь политическую доктрину (например, марксизм-ленинизм), потому что доктрина – это шаблон, прокрустово ложе, куда реальность можно загнать, только искалечив её.
Якутские события 1986 г., при том, что последовавшие за ними перекрыли их и в массовости, и в жестокости, впервые продемонстрировали полный провал советской политики по всем направлениям. После них начался обратный отсчёт существования СССР.