Долгие годы можно было слышать разговоры о проблемах российского автопрома. Со смаком рассказывались анекдоты про "проклятое место", а уж те самые истории про "40 лет производства без рестайлинга, потому что сразу сделали хорошо" - немного навязли в зубах. Что интересно, обсуждать прямые вопросы "почему так?", тем же самым товарищам обычно не особо интересно. Типа "так исторически сложилось". Параллельно точно также ноют о том, что "где нормальные отечественные машины, вот ракеты есть, танки есть, самолёты есть, а машин нет".
Вот как раз этот вопрос стоит немного обсудить. Технически я об этом уже рассказывал в статьях:
Что интересно в тех же самых обсуждениях "про проблемы отечественного автопрома" часто можно заметить интересную вещь: никогда не обсуждается вопрос "по существу". Задача "просто выплеснуть критику", слить "негатив", параллельно рассказывая, что "а вот советские машины получали призы на выставках", "а вот были экспортные версии", и вообще "раньше было лучше". Я думаю Вы в каком-то виде слышали такие обсуждения, может быть даже участвовали.
Особенно забавен момент о том, что советские адаптированные "Фиаты", "Форды", и прочее - никого не смущали, румыно-французские "Рено_Логаны" тоже никого не смущали, а вот когда пошла речь про продукцию китайских товарищей, или (какой кошмар) появление новых российских проектов, то сразу начинается мутный вал остракизма. Как говорится: "Вот что маркетинг животворящий делает".
Просто напомню, что европейский автопром появился в начале 20 века, в том числе и в Российской Империи, и на его развитие (и даже строительство пачки разных заводов с разными конторами) были вложены большие деньги. Ну, про это уже писалось на канале в одной из вышеперечисленных статей.
Общая история ведь какая, в начале 20 века рынок был фактически пустой, и любой производитель с адекватной продукцией был уже молодец, а потом они уже развивались, отсеивались, и так далее. Ведь в процессе производства любой продукции всегда речь о том, куда и за какую цену продавать. А запуск любого масштабного производства (особенно с нуля) требует некоторых (заметных) финансовых затрат, которые автоматически требуется закладывать в цену продукции, а если цена продукции выше, то её не покупают. Вышёл на рынок раньше, раньше отбил первоначальные затраты, и дальше уже следующий зашедший должен ориентироваться на твои цены. Дальше в плане рынка продаж начинает работать простая механика: нет рынка сбыта - нет продаж - нет денег - производство закрывается.
На данный момент можно говорить о том, что российский рынок "сам по себе" оказался расчищен, благодаря помощи нашего большого восточного соседа - США. И дальше уже начинает работать механика большой геоэкономики. В частности - вопросы тарифов.
Как это работает. Если у Вас мощная промышленность, которая производит всё подряд за более чем адекватные деньги, то Ваша цель какая? Глобальная "свободная торговля", при которой Вы своими дешёвыми товарами можете заваливать рынки других стран, развивая свою промышленность и дальше, желательно до бесконечности. Соответственно именно об этом была ВТО, ЕС, Содружество (бывшее британское колониальное) и другие торговые договора и ассоциации.
Для ограничения такого бесконечного развития делается что? Правильно, тарифная политика. Элементарный протекционизм. То есть, если в бывшей английской колонии есть возможность покупки промышленных товаров из Англии (или другой стране-метрополии) по адекватной цене, то местные не смогут запустить нормальное производство местного адекватного аналога. Плюс "помогут" заинтересованные лица, которые будут дружно "помогать", устраивая дурные провокации с заранее неработоспособными проектами, и заниматься нарочито топорной пропагандой местной продукции, говоря о том, что "ну и не надо Вам свой ё-мобиль, покупайте б\у, пригоняйте из Европы или Японии, оно и дешевле и лучше".
Максимум что, если есть местные инженеры школы и учёные, то надо делать специально дурные проекты. На уровне концепции. С заранее заданными концепциями "максимально дешёвого автомобиля", который не должен быть надёжным, и у которого не должно быть "старших линеек". Те же Жигули, почему были только машины условного В класса, не было C и D класса, минивэнов, кроссоверов разного размера, представительских, и прочей обычной линейки продукции? Или почему ГАЗ не делал B класс, С класс и не занимался представительскими и кроссоверами? Про Москвичи вообще молчу.
Все совпадения случайны. Естественно. Единственное что может помогать в таких условиях - это физические "дни независимости", когда условную английскую продукцию стало немного нельзя покупать-продавать. Такая специфика развития местных бизнесов и рынков.
Так я это к чему. Вопрос заградительного утильсбора рассматривается исключительно в рамках того, чтобы не было возможности такого же массового завоза продукции, только теперь уже китайской автопромышленности, напрямую, даже без СПИК и вопросов локализации.
А если идёт вопрос того, почему "российские олигархи" не занимались строительством автопромышленности в РФ, то туда же можете задать себе вопрос: "какие у них сейчас гражданства, где они живут, почему возят Калину и Волыну на самолётах, кормят их пирожными и дарят айфоны".
Такие в общем неочевидные вещи. Кхм. А вообще - всё это, не более чем издержки реальной геополитики и получения реального суверенитета.
Спустя более чем 100 лет.
Всего доброго. Спасибо за прочтение.