Сегодня приглашаем вас в залы № 17 – 19, которые задумывались как экспозиция, посвященная эпохе правления Ивана Грозного. Их планировка напоминает древнерусскую «тройню», когда к «палате» (зал № 18) с двух сторон пристраивались малые «клети» (залы № 17 и 19). Сейчас 17 зал отчасти раскрывает время Ивана IV, но его основная тема – «Сибирь в XVI – XVII вв.».
При открытии музея успели выполнить только мозаичный пол, к остальным работам по отделке интерьера приступили уже в 1898 г. При оформлении зала № 17 ориентировались на Покровский собор (собор Василия Блаженного). Главным украшением этого зала стал декоративный перспективный портал, копирующий южный портал центральной церкви собора – церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Потолок зала повторяет плоское, расписное «под кирпич» перекрытие галереи храма. Верхнюю часть стен украшает карниз из гипсовых отливок, имитирующих изразцы XVI века. Небольшой 17 зал также выделяется своим оформлением витрин в виде деревянного сруба.
Следующий зал многие посетители считают одним из самых красивых и впечатляющих. Это зал № 18 «Государев двор» и органы управления Российского государства XVI – XVII вв.». Убранство его, действительно, чрезвычайно богато. Высокий коробовый свод как будто покрыт червонным золотом, при этом по золотому фону восковыми красками нанесен тонкий растительный орнамент, напоминающий изящный сканый узор.
По периметру стен проходит лепной карниз, который повторяет декоративные элементы одной из глав Покровского собора. Над карнизом видна цветущая смоковница, а по обеим сторонам от входа из зала № 17 расположены изображения сказочных птиц Сирина и Алконоста, восседающих на ветвях райского древа. Эти образы часто использовались в русских народных картинках и для украшения предметов прикладного искусства. Образцом для оформления самих арочных входов с прямоугольным обрамлением послужили порталы юго-западной площадки собора Василия Блаженного. Над входами помещены рельефные изображения двуглавых орлов, выполненные на основе Малой государственной печати Ивана Грозного.
По центру зала расположена копия-реконструкция царского моленного места Ивана IV. Моленное место для царя было установлено в 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля, где и находится по сей день. При строительстве и оформлении интерьеров Исторического музея была создана копия этого памятника, реконструирующая его во всем великолепии – каким оно и должно было быть в XVI столетии. Помимо орнаментальной резьбы, трон украшают 12 рельефных сцен, в основе которых лежит литературный памятник XVI в. «Сказания о князьях Владимирских». Рельефы повествуют о походе Владимира Мономаха во Фракию, о совете Константина Мономаха с митрополитом и отправлении царских регалий (венца, барм и золотой цепи) на Русь.
Небольшой зал № 19 завершает экспозицию, посвященную эпохе Ивана Грозного. Сейчас он носит название «Русская православная церковь в XVI – XVII вв.». Зал перекрыт крестовым сводом с орнаментальной росписью. Как и в двух предыдущих, архитекторы и художники вдохновлялись деталями собора Василия Блаженного. Главным украшением зала стал перспективный портал, копирующий северный вход церкви Покрова Пресвятой Богородицы в упомянутом выше соборе.
Отделку залов № 17 – 19 закончили в 1903 г. В 1937 г. интерьеры этих залов лишились порталов, карнизов и других декоративных элементов, но в 1990-х залам эпохи Ивана Грозного было возвращено былое убранство.