Гуляя по центру, остановилась передохнуть в сквере Пушкина. На соседней лавочке громко спорили.
- Да зачем ставить памятник, если его здесь никогда не было и быть не могло?
- Ну как же! Это же Тифлисская дорога. А значит был!
Улыбнувшись, я вспомнила как спорила Олегом Григорьевичем Ласунским (филолог, краевед) и как он по-отечески остужал мою юношескую пылкость: «Был, конечно, но под Воронежем. Там у него юношеская любовь жила. А Воронеж… может проезжал, а может и нет…»
Так бывал ли поэт в Воронеже?
Некоторые воронежские краеведы и пушкинисты отвечают на этот вопрос утвердительно. По их мнению, это случилось в конце мая - начале июня 1829 года, когда Пушкин отправился на Кавказ, где шла война с турками. В качестве доказательства они используют цитаты из дорожных записок поэта «Путешествие в Арзрум»: «Мне предстоял путь через Курск и Харьков, но я свернул на прямую тифлисскую дорогу» (которая проходила через Воронежскую губернию) и «Наконец, увидел я Воронежские степи, свободно покатился по зелёной равнине и благополучно прибыл в Новочеркасск». Но, к сожалению, прямых подтверждений тому, что Пушкин посетил наш город, пока не найдено. Однако косвенные признаки позволяют сделать вывод: поэт как минимум проехал через Воронеж, не останавливаясь.
По одной из версий предки Александра Сергеевича жили в Воронеже на том месте, где сейчас стоит театр оперы и балета.
Между прочим Пушкины первыми слушали указ царя Петра 1.
Чуть позже, выполняя указ царя: «Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Цненских верхов мимо Урлапова городища приходят в Русь войною крымские и ногайские люди на Шацкие и Ряжские и на Данковские места, и на Рязань, и православных крестьян побивают и в полон емлют, и назад отходят той же степью… И государь-царь указал для бережения от татарских войн меж Воронежских и Цненских верхов на Урлаповом городище, иль где пригоже, пристроить город», Пушкины, Спешневы да Биркины (потомки Эмира Бек Ярык Оглана) начали на «месте старых русских городищ» возводить города-крепости Воронеж, Козлов и другие.
Бабушка поэта Мария Алексеевна рассказывала любопытному подростку о его древних корнях, тянувшихся к Воронежу с Петра Михайловича Пушкина, по прозвищу «Желтоух». В далекие годы XVII столетия, когда закладывались южные границы Российского государства, когда на древнем городище славян-венетов «Воронежце – Воронеге - Вантите» строился, сжигался казаками-черкасами и заново восстанавливался рубежный город Воронеж, в городе Козлове служил полковым воеводой (сегодня Мичуринск) в 1653-1656 годах Петр Михайлович Пушкин – Желтоух.
Пушкин-Желтоух был сыном Михаила Евстафьевича Пушкина – одного из участников подписания Памятной Грамоты об избрании на российский престол в 1613 году, после мрачной Смуты, первого из Романовых – Михаила Романова.
Кстати, бабушка поэта по материнской линии, Мария Алексеевна, родилась в 1745 году в селе Покровском близ Липецка, в семье Алексея Фёдоровича Пушкина, участника русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Липецк (в прошлом – Студенки), так же, как и Белгород, входил в те времена в состав Воронежской губернии. Выйдя в отставку капитаном, А.Ф.Пушкин поселился в имении своей жены – Сарры Юрьевны Ржевской, дочери одного из соратников Петра I. Дальний родственник отставного капитана, Алексей Михайлович Пушкин был в те времена губернатором Воронежской губернии (1747-1760 годы). А позже сын его, Фёдор Алексеевич Пушкин, также губернаторствовал в Воронеже.
В 1773 году на липецкий завод по казённым делам приезжает сын арапа Петра Великого, Абрама Ганнибала, Осип Абрамович Ганнибал.
Пылкий и темпераментный, кудрявый и чернокожий, Осип Абрамович на одном из балов, знакомится с дочерью Алексея Фёдоровича и Сарры Юрьевны – Машенькой. Роман их длится недолго. Осип Абрамович решается на брак и представляет юную красавицу своему отцу – «престарелому папе», «царскому негру» – арапу Абраму Ганнибалу, корни которого тянутся к абиссинскому князю, а от него – к «грозе Рима» карфагенскому полководцу Ганнибалу (247-183 годы до н.э.).
После благословения родителей в том же 1773 году в Липецке состоялась свадьба. А вскоре у молодоженов родилась Наденька – будущая мать поэта.
И даже знаменитая няня поэта, Арина Родионовна, родом из наших краёв.
Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда под Петербургом. Имение принадлежало Абраму Петровичу Ганнибалу. Безграмотная крепостная в 1781 году выходит замуж за такого же крепостного Федора Матвеева. Все они – потомки воронежских купцов, простых людей Черноземья, которые по велению Петра I заселяли в начале XVIII пустынные берега Невы.
Так что памятник, думается мне, все-таки стоит в Воронеже по праву. Хотя и его история любопытна. «Евгений Онегин» – вот чем открылся в 1961 году новый городской театр.
Кстати, в Воронеж памятник Пушкину изначально предполагалось привезти из города Острогожска. Но острогожцы резонно заметили, что тот памятник нужен им самим. И они абсолютно правы, ибо в середине 30-х годов прошлого века в одной из острогожских школ немецкий язык преподавала родная внучка сестры Александра Сергеевича – Нина Иосифовна Панэ. А бронзовый Пушкин «воронежских Афин» и посейчас стоит недалеко от местного краеведческого музея.
В результате известные воронежские скульпторы И.П. Дикунов и Э.Н. Пак подарили безвозмездно городу свою работу - полуфигуру поэта.