Небольшой уральский городок - идеальное место для получения новых впечатлений и проведения досуга всей семьей.
Прогулки на кораблике по Исети вдоль живописных скалистых берегов (здесь снимали немало известных фильмов), эксклюзивные мосты, уютная набережная и самобытные музеи — эти места заряжают энергией и набирают популярность у туристов, в том числе у тюменцев.
Дорога
Из Тюмени до Каменска-Уральского на машине две дороги. В принципе есть и третья, но о ней расскажу позднее. Основные же пути — либо через Шадринск по курганской трассе, либо через Богданович — по Московскому тракту. Первый маршрут по яндекс-картам — 325 км, время в пути — 3 часа 50 минут, второй — 304 км, время — 3 часа четыре минуты.
Мы выезжали с дачи, которая расположена на Московском тракте, соответственно, ехали в сторону Екатеринбурга. Большая часть пути — прекрасная четырехполоска, но на участке до и после Тугулыма, примерно 10 — 15 км, ее еще только строят, поэтому приходится ползти за фурами по одной полосе. К тому же обгон здесь временно запрещен.
Вторая засада — злополучный Богданович со своим ж/д переездом, где почти гарантированно стоишь в пробке в ожидании проезда поезда. Мы в этот раз потеряли 40 минут, говорят, люди стоят порой и до полутора часов. Одно утешает — скоро обещают досторить объездную.
В общем и целом доехали без особых проблем часа за четыре, но при этом останавливались перекусить и застряли на переезде.
Экоферма «Славянское гнездо»
Обязательным пунктом нашей двухдневной поездки был порог Ревун, что в 25 км от Каменска-Уральского. Буквально в 300 метрах от него расположилась экоферма. А поскольку мы прослышали, что там держат в том числе кенгуру, решили заскочить.
Цена билета — 500 рублей, детей до шести лет пускают бесплатно. В стоимость, кстати, входит чай с кексиком.
Многие приезжают сюда с детьми, есть мангальная площадка, где можно приготовить свой шашлык. Кроме того, продают самолепные пельмени и вареники. Также в зоне отдыха натянуты гамаки, веревочные кресла. После осмотра «зоопарка» (а территория фермы немаленькая) здесь приятно отдохнуть и просто насладиться свежим сосновым духом.
На территории построены добротные просторные вольеры для различных животных и птиц. Здесь обитают еноты, козлы, пони, олени, косули, бараны, сурикаты и даже верблюд. Действительно, есть пара небольших кенгурят (карликовая порода). Из пернатых представителей фауны — совы, фазаны, страусы, павлины. При желании можно купить за 100 рублей огурцов, капусты или морковки и покормить животных. Для детей это настоящее шоу.
Порог Ревун
На машине можно подъехать прямо к обрывистому скалистому берегу. Внизу открывается завораживающий вид на текущую мощным извилистым потоком меж камней Исеть. До воды примерно сто метров. При этом некоторые туристы на противоположном, правом, берегу подъезжают к самой реке и купаются в заводях, которые образуются между торчащих каменных утесов.
Здесь же, на высоком берегу, выступающие с обрыва скалы так и манят народ на селфи и фотосессии. Кое-кто расстилает на более и менее ровных валунах покрывала и устраивает импровизированные пикнички. Чуть поодаль, на опушке леса, отдыхающие ставят палатки и тенты.
Неудивительно, что сюда ежегодно приезжают тысячи туристов со всего Урала, особенно популярно это место весной, когда бурный поток воды набирает полную силу, а его рев слышен за десятки и сотни метров. Оказывается, здесь снимали сцены прохождения порога фильма «Географ глобус пропил».
От Ревуна можно сплавиться до Каменска-Уральского, правда, любители этого вида отдыха говорят, что в двух местах лодки и плоты приходится тащить на себе. Кстати, сам Ревун для байдарочников обозначен четвертым порогом сложности.
Каменск-Уральский
Далее мы направились прямиком в город. Кстати, в общем-то небольшой городок (164 тысячи населения) раскинулся вдоль Исети аж на 26 км! Ближе к центру притягивают к себе взгляд каменные купеческие особняки, здесь есть на что полюбоваться. Город можно поделить на три части: исторический, советский и современный. Последний невелик — как по территории, так и по количеству высоток. Наиболее обширная часть, конечно, советская. В основном это двух-четырехэтажные сталинки и пятиэтажные хрущевки и брежневки.
До тюменского лоска далеко — газоны не стригут, бордюры не гранитные, а бетонные, вместо брусчатки — покосившиеся бетонные плиты. Зато сохранившихся зданий 19 века гораздо больше, чем у нас, хотя город на 100 лет моложе. Впрочем, многие объясняют это тем, что постройки из камня, пожары им были не страшны.
На одной из центральных площадей можно увидеть заброшенные, но хорошо сохранившиеся склады провианта бывшего каменного завода начала 19 века, которые я в силу невежества спутал со сталинским ампиром. В советское время здесь был театр драмы. Приложи к ним руку — и будет настоящее украшение города.
На фоне старинных складов
Рядом старинное здание с ротондой на втором этаже (первоначально это было пожарное депо), где сейчас расположился краеведческий музей. Мы в него заглянули — ничем выдающимся он нас не поразил, кроме, пожалуй, электронного фотоальбома. Здесь можно посмотреть, как знаковые местные здания выглядят сегодня и более 100 лет назад. Впечатляет.
К сожалению, не удалось попасть на экскурсию на колокольный завод, а Каменск-Уральский, на минуточку, считается колокольной столицей России! Здесь рассказывают, как делают колокола, а также об истории этого производства. За несколько дней до поездки мест уже не было, видимо, записываться на экскурсию надо как минимум за неделю. Имейте в виду.
Со многих точек города виден Преображенский монастырь. Мы до него не добрались, но если у вас будет время — посетите. Построен он в 1870-х годах, во время советской власти долгие годы был закрыт.
А еще Каменск-Уральский — пограничный город. Здесь проходит граница между Уралом и Сибирью. В том числе ею является один из участков реки Исеть. Правый берег — Урал, левый — Сибирь.
На кораблике по Исети
Экскурсии по реке на маленьких корабликах (вмещают до 20 человек) длятся два часа. Бронировать места желательно заранее по телефону. Мы об этом не позаботились, поэтому смогли попасть лишь на вечернее время — с 20 до 22 часов. Правда, обещали, что как раз в этот период прогулка наиболее эффектна — из-за закатного солнца, освещающего прибрежные скалы.
Этот аргумент агентства, продающего билеты, мы вспомнили со злорадным смехом — примерно в 19.30 город накрыло дождем, и мы ждали кораблика далеко не в лучшем расположении духа (будете планировать водное путешествие, обязательно захватите дождевики). Даже думали, что экскурсию отменят. Но оказалось, что неутомимые катерки ходят в любую погоду — в дождь борта занавешивают брезентом с мягкими окнами. Очень кстати пришлись и пледы, которые пассажирам выдают абсолютно бесплатно.
Вид на кораблик со скалистого левого берега
Стоимость взрослого билета — 550 рублей, детского — 450. Маршрут начинается от лодочной станции, сначала туристам показывают уникальный ж/д мост (о нем расскажу подробнее чуть ниже), потом кораблик разворачивается и плывет до памятника природы «Каменные ворота». Там снова разворот — и домой. Общая протяженность путешествия — 12 км, соответственно, скорость катерка — 6 км в час.
В пути экскурсовод рассказывает занимательные факты об истории самого Каменска-Уральского, Исети (к примеру, 100 лет назад она в этом месте была в четыре раза (!) уже, но благодаря плотинам раздалась в берегах), мостов через реку и местной природе.
Ближе к концу первой части маршрута кораблик проплывает под навесным пешеходным мостом. Причем последний настолько низко висит над водой, что в середине реки катерок может остаться без крыши. Поэтому мост специально приподняли у правого берега, где под ним и проплывают кораблики.
Почти половина пути проходит по настоящему каньону — настолько прибрежные скалы в этом месте сковали реку с двух сторон. Именно здесь снимали часть современного фильма «Угрюм-река».
Ближе ко второму развороту погода смилостивилась, выглянуло солнце, и мы быстренько скрутили брезентовые боковины. Поэтому конечную точку — «Каменные ворота» — запечатлели в лучшем виде.
Где переночевать
Многие туристы разбивают палатки по берегам Исети на всем протяжении от Ревуна до Каменска-Уральского. Но если палатка вам не по нраву (особенно в дождь), можно переночевать в гостинице.
На «Туту.ру» забронировать номер в мини-отеле на двоих предлагают за сумму от 1 855 тысяч в сутки. Однокомнатную квартиру при желании найдете за 1 300. Мы сняли двухкомнатную на четверых человек за 2 300 рублей. Оказался вполне приличный вариант не особо далеко от центра.
Мосты и плотины
Пожалуй, изюминка Каменска-Уральского — арочный железнодорожный мост. Другого такого в мире нет. Автор проекта — Василий Росновский. Мост по передовой технологии построили в 1939 году, Росновский даже проехал по нему в качестве первого пассажира на подножке поезда. Инженера наградили орденом Трудового Красного знамени.
Уникальность моста — в новейшей на тот момент технологии трубобетона: стальные трубы заполняли раствором.
Оказалось, что отличные фото сооружения можно сделать с городской набережной.
Естественно, после прогулки на кораблике мы не могли не побывать на подвесном пешеходном мосту. По сути, это деревянный настил на стальных тросах. Когда смотришь под ноги, возникает стойкое ощущение, что мост плывет над водой. Этот эффект создает течение Исети. Ощущение незабываемое.
С моста открывается живописный вид на скалистые берега. Кроме того, на левом берегу можно полазить по скалам (доступ беспроблемный, поднимется даже ребенок), полюбоваться рекой, что мы с удовольствием и сделали.
Добраться до моста лучше всего, подъехав к биатлонно-лыжному комплексу «Березовая роща». Вход свободный, летом здесь тренируются на роликовых лыжах. От центральных ворот до моста — метров 500.
Прямо в городе через реку Каменка перекинулся каменный мост 1903 года постройки. Нам, правда, посмотреть на него не удалось, но найти его можно без проблем на улице Ленина.
Побывали мы и на крупнейшей на Урале плотине — Волковской — более 10 километров от центра города. Ее запустили, как и ж/д мост, в 1939 году. Перепад высоты воды — 17 метров. На плотине восемь водосливов, когда мы подъехали, работал только один.
Есть плотина и в центре Каменска-Уральского — менее масштабная, на реке Каменка. Изначально она была построена в 1700 году, но несколько раз разрушалась, последний серьезный ремонт провели в 1955 году.
Набережная
Набережная в Каменске-Уральском небольшая (около километра в длину), но очень уютная. Асфальтовые дорожки, каменные и деревянные мостки, несколько железных скульптур, деревянные скамейки и качели на цепях, фонари — как говорится, не особо богато, но атмосферно.
Кроме того, прекрасный вид на железнодорожный мост, на спуске — смотровая площадка с каменной ротондой посередине. Гулять здесь приятно и спокойно. А когда сидишь на качелях или скамейке и смотришь на противоположный берег, возникает стойкое ощущение, что ты не в городе. Потому что напротив — только холмы и сосны. Умиротворение, одним словом.
Возможно, кому-то не хватит бойкой торговли — не купишь здесь ни кваса, ни кофе, ни мороженого.
Обратный путь
На обратном пути мы решили миновать злополучный Богданович, но при этом нужно было выехать на Московский тракт, чтобы вновь вернуться на дачу. В бумажном дорожном атласе нашли маршрут через Далматово, ведущий на Камышлов, а далее — на федеральную трассу Екатеринбург — Тюмень. Почему-то электронные карты упорно его не предлагали.
В Далматово есть красивые купеческие особняки
А что, заедем заодно в Далматово (кстати, сюда можно заскочить, если вы выбираете путь через Шадринск), посмотрим на знаменитый мужской монастырь, решили мы и рванули неизведанной дорогой.
До Далматово доехали прекрасно, погуляли по территории Успенского мужского монастыря, основанного иноком Далматом в 1644 году. Монастырь пережил немало набегов (татар, башкир, кочевников) и пожаров. Его осаждал в феврале 1774 года отряд Емельяна Пугачева.
В советское время здесь был завод, а реставрация храма началась в 1989 году и идет по сей день.
После Далматово нам предстояло порядка 80 километров проехать до Камышлова. Примерно половина пути дорога как после бомбежки. Здесь мы поняли, почему электронные карты упорно игнорировали этот экстремальный маршрут. Тем не менее, за час с лишним фронтовую дорожку мы преодолели и были очарованы купеческим кварталом Камышлова. На одной улочке с названием, не имеющим к купечеству никакого отношения (ул. Карла Маркса), каменных исторических домов больше, чем во всей Тюмени.
Сейчас эту улицу местные власти облагораживают — на радость горожанам и туристам. Выглядит она как респектабельный бульвар из 19 века. Есть скульптура купца и огромного кошелька. Правда, спиной к кварталу, словно выражая ему полное презрение, возвышается на пьедестале вездесущий Ильич (куда ж без него), распростерший руку в сторону какого-то административного здания. Две эпохи бок о бок, и купеческая выглядит на-а-много симпатичнее.
P. S. Некоторые интересные достопримечательности Каменска-Уральского мы просто не успели посмотреть. Например, скала Богатырек в Разгуляевском парке, которая находится почти в центре города. Рядом с ней — арка «Урал — Сибирь». Или памятник природы «Три пещеры» на левом берегу Исети.
Думаю, мы сюда еще обязательно вернемся.