Константин Александрович Пильщиков родился 20 мая 1910 года в рабочем посёлке при Шайтанском горном заводе (ныне - г. Первоуральск Екатеринбургской области). В Красной Армии - с 1932 года. Окончил Военную авиационно-техническую школу № 3 в г. Перми и курсы старших авиационных техников Военно-технической школы ВВС РККА в Ленинграде.
В пермской авиашколе Пильщиков учился вместе с А.И. Покрышкиным, стал его близким другом.
Пильщиков воевал в Испании, где был авиамехаником в эскадрилье А. К. Серова.
После окончания военной авиашколы лётчиков, в начале 1941 года был назначен заместителем командира эскадрильи по политчасти 168-го ИАП. С 22 июня 1941 года капитан К. А. Пильщиков на фронтах Великой Отечественной войны. Летал на И-16, ЛаГГ-3 и Як-7. Воевал на Южном и Западном фронтах. В первые месяцы войны его дважды сбивали, несколько раз он был ранен.
12 июля 1941 года Пильщиков был подбит и произвёл вынужденную посадку. Через 3 дня добрался до своего полка. 23 июля в воздушном бою был тяжело ранен, но смог дотянуть до своего аэродрома и произвести посадку на фюзеляж. Весной 1942 года снова был сбит в воздушном бою, выпрыгнул из горящего самолета на парашюте.
В июле 1942 - июне 1943 года майор К.А. Пильщиков командовал 168-м истребительным авиаполком 303-й истребительной авиадивизии. В сентябре 1943 года был назначен командиром 523-го ИАП. Но за два месяца до этого назначения, после работы специальной комиссии, «за отсутствие воли командира в воздухе» К.А. Пильщиков был предан суду военного трибунала[1].
Данных о его судимости нет, но нельзя исключать, что он все же побывал под трибуналом. Если это так, то он мог быть осужден условно или с отсрочкой исполнения приговора. Впрочем, это только маловероятное предположение. Уже 3 сентября того же года ему присвоили звание подполковника и направили в 523-й разведывательный истребительный авиаполк, которым он успешно командовал до конца 1944 года.
Генерал Г.Н. Захаров писал: «Ранее командовавший в 303-й дивизии 168-м истребительным полком, Пильщиков принял 523-й полк в трудное время. Полк был измотан и почти обескровлен в боях… Очень мало оставалось опытных летчиков, которые могли бы водить в бой группы. И командир полка Константин Пильщиков, сам беспрерывно летая на боевые задания, в этих нелегких условиях постоянно работал с молодежью. Молодое пополнение воздушных бойцов прошло суровое крещение огнем под его началом»[2]…
К тому времени на его счету было 13 побед. Документально подтверждено - 7 лично сбитых самолетов врага и 1 - в группе, а в последнем наградном листе говорится о 8 личных и 2 групповых победах.
24 декабря 1944 года К.Н. Пильщиков был сбит в бою и попал в плен, в котором находился до апреля 1945 года. Обстоятельства его освобождения и радостной встречи старых друзей подробно описаны в мемуарах А.И. Покрышкина «Познать себя в бою» и «Небо войны». Мы же приведем еще один отрывок из книги Г.Н. Захарова, в котором описано его возвращение из плена в родной полк:
«523-й полк стоял в Хайлигенбале. Мы вылетели туда с Костей на По-2. Сказать, что командир полка заметно волновался, — значит ничего не сказать. Мне казалось, он испытал потрясение, когда наш самолет вышел к аэродрому. Трудно передать, что происходило и там, внизу. Сбежались летчики, техники, механики, врачи — весь персонал. Все что-то кричали, размахивали руками, фуражками, пилотками, стреляли ракетами, требовали скорее приземляться...
Я не ошибусь, сказав, что Константин Пильщиков был самым любимым из командиров полков. Были у нас командиры сильные, пользующиеся у летчиков непререкаемым авторитетом, заслуженным уважением. Анатолий Голубов и сменивший его Семен Сибирин, Александр Петровец и Иван Заморин, командиры "Нормандии" Жан Тюлян, Пьер Пуйяд, Луи Дельфино — все это были летчики, словно самой судьбой предназначенные для командования полками. Но больше всех любили Пильщикова.
Надо было видеть, что творилось в Хайлигенбале, когда наш По-2 появился над летным полем! Прежде чем сесть, пришлось повиражить — выждать, чтобы люди на аэродроме немного поуспокоились...»[3].
Потом, судя по существенным пробелам в биографии К.А. Пильщикова, на смену радостным эмоциям от встреч с однополчанами пришла горечь и обида от унижений и недоверия в ходе затянувшейся спецпроверки. Он ее все же прошел успешно и продолжал служить в ВВС до 1957 года, вышел в отставку в звании полковника. Проживал в селе Кугульта на Ставрополье. Умер 1 марта 1998 года.
[1] Драбкин А. Я дрался на Ил-2 — М.: Яуза, Эксмо, 2005, С. 315.
[2] Захаров Г.Н. Я — истребитель. — М.: Воениздат, 1985, С. 206-208.
[3] Там же, С.277-278.