В любом произведении всегда есть своя сигнальная система. Это те смыслы и намёки, которые автор явно или не очень старается донести до зрителя. Разгадать их порой не получается, однако это же не повод не пытаться! ))
В “ШурЫке”;)) Гайдай в каждой из новелл обозначил два визуальных артефакта: рефлектор и небольшой, но явно акцентирующий на себе внимание, металлический предмет.
Можно только догадываться, случайность это или нет. И ещё больше – размышлять, что Леонид Иович данными средствами хотел сказать. Истинно точного разоблачения уже не добиться, поскольку и Режиссёра уже нет с нами, и не оставил он никаких подсказок к разгадке.
Остаётся довольствоваться предположениями и черпать логику из контекста шестидесятых; из примеров того социально-общественного мимесиса)), так сказать. А также, принимать к сведению настроения, которые витали в тогдашней кино-творческой среде.
Немного об “оттепели”
Ну, оттепелью тот период назвать всё-таки сложно, ибо Хрущ, лысо солировавший во главе государства, был абсолютным сумасбродом и вообще заложил начало конца СССР. А вот для тех, кого сейчас принято называть либералами (в уничижительном ключе), для тех – да, это была оттепель.
Стало можно творить всякое. И пусть потом этих самых творцов тот же Хрущёв и поприжал, однако многие “ниспровергающие” идеи получили буйное развитие, особо густо заколосившись как раз в арт-среде.
В принципе, т.н. новые идеи, направленные на критику и слом текущего/недавносозданного настоящего, всегда были и будут. Это что-то вроде взросления и подросткового бунта: конфликт отцов и детей.
Так и в “оттепель”:
- Аа! Отец народов Сталин – тиран!!
- Ааа! Соцреализм – это застывшая Вечность! Даёшь слом старого/ветхозаветного! Долой украшательства, да здравствуют «разоблачения»!!
Появляются первые фильмы о {хороших и само собой неимоверно трагичных} зэках, начинается осторожная ирония по поводу строя, очеловечиваются и развоплощаются в обывательскую ничтожность многие, ранее возведённые в святость, личности. Появляются анекдоты про Чапаева, идёт подтрунивание над плакатами и лозунгами, даже на Ленина малюются пасквилеподобные художества:
То есть, настроения витают вполне себе ироничные. И совершенно неудивительно, что в “Ы”-шедевре Гайдая – творческого работника, целиком и полностью принадлежавшего среде, где цвели вышеописанные нонконформистские мысли, – встречаются не просто намёки, но и юмористическое переосмысление в чём-то уже канонического фильма «Ленин в 1918 году».
***
Теперь, с позиции {какого-никакого))} знания контекста эпохи — аналогии в статьях станут понятнее. Что они не безумие автора))), а вполне себе результаты анализа и исторической действительности. ;))
Рефлектор III
По косвенным признакам получается, что «Операция “Ы”» пронизана темой Ленина. И прожектор тут (вернее, его производная: луч) – немаловажная деталь.
Ведь Владимир Ильич — светоч и великий ум. Вождя мировой революции часто изображали на фоне сияния луча/лучей света.
Потому есть подозрение, что в «Операции» прожектор (вернее, его сведение к рефлектору как к общему) акцентированно намекал на товарища Ульянова.
Вспоминая написанное (1, 2) и выстраивая выводы в ряд, можно определить следующую трилогию.
В первой новелле «Напарник» рефлекторы задвоены:
Их можно проаллегорить как глаза. Всевидящие очи смотрят же лучами? Вот и.
Парные прожекторы наблюдают из фильма за зрителем, приглашая к диалогу.
(а можно и обывательски заметить автофургон с надписью “Милиция”; что даёт название кадру – ВЛАСТЬ)
Во второй новелле «Наваждение» рефлектор уже проламывает четвёртую стену
и вторгается в настоящий мир.
(или, раз дело происходит в стенах Урании, название кадру – НАУКА)
Вторгается, чтобы заявить о переформатировании канона.
(а не является ли третий кадр квинтэссенцией первых двух: власть и наука? Наука и власть… НАУКА ВЛАСТВОВАТЬ!! — название тем более верно, если учесть, что переговоры троицы с директором базы Петуховым закончились их крепкой сцепкой!;)))
Вот такая вот серия догадок о значении рефлектора в комедии «…и другие приключения Шурика».
Потому что рефлектор — есть…
…Прожектор перестройки…
…Прожектор Пэрис Хилтон…
…прожектор — это Ленин!! )))
Ритм второй: металлический блеск загадочного предмета
Ну, как «загадочного»? Секрет очень прост, но в силу десятилетий, прошедших со времени, когда такие мелочи были обыденностью, назначение этого предмета будет известно лишь людям пожившим. Или – обладающим логикой и смекалкой! ;)))
А пока ретроспектива.
С предуведомлением: если рефлектор служит идее, то металлический предмет олицетворяет, скорее, знак того, что на кадр, где такой предмет замечен, следует обратить особое внимание.
Первая новелла отметилась металлической рулеткой.
Значение => троллинг советских плакатов.
(или. Раз речь постоянно о Ленине, то троллинг не плакатов вообще, а — ниспровержение ленинского плакатного имиджа)
Во второй истории металл заблестел кольцом на пальце.
Значение => персонаж отдалённо напоминает маленького Ленина с октябрятской звёздочки.
(или — очередное разрушение канона: очеловечивание Ленина с небес символизма)
Заключительный сюжет засверкал и вовсе таинственным (для молодого современника из XXI века) предметом!
А предназначение сей штуки в том, что.
Сейчас в подавляющем большинстве квартир на кухне стоят электрические и даже индукционные плиты. Раньше же повсюду царили плиты газовые. В наши дни такая плита оснащена электроподжигом. А если и нет, что для воспламенения используют опять-же-электро_поджиг, только ручной.
В доэлектрические времена газ включали таким гениальным изобретением человечества, как спички!! Но куда после поджига девать их обугленные трупики??? )))
И воттт! Металлический предмет на плите – спичечница!! Туда складывались почерневшие деревянные палочки.
Но что этим хотел сказать Гайдай?
Тут версии {среди меня} расходятся.
Правда, все они [версии] всё равно и опять же => вертятся вокруг ленинской тематики.
Быть может, это:
- намёк на то, что Владимир Ильич очень любил детей? Вон как Шурик нежно держит девочку {Ленку}!
- подтверждение ленинского тезиса, что даже кухарка может управлять государством? Как Шурик – плитой!
- или вообще — отражение (уже тогда начавшейся??) дискуссии о том, что Ленина надо перезахоронить? А то и – о, боже!! – кремировать??? Недаром предмет – что-то вроде пепельницы…
Шутки шутками, но подобная спичечница весьма необычна для обычной кухни.
В массе, использованные спички просто выбрасывали в мусорное ведро. Многие хозяйки – чтобы не мотаться из-за такого незначительного повода от плиты – ставили, да, какую-нибудь коробочку. Как правило это была опустевшая жестянка (например) из-под конфет. Ну а что? Красиво же должно быть!
Но чтобы вот так вот? В такой хромированной простоте?.. Да ещё в квартире у бабушки? Которая уж точно выросла не на вкусах к техническому минимализму!..
Так что спичечница знатная. И на что-то намекает! Возможно, и — на описанное выше. ;))
***
На этом самое зыбкое расследование, основанное лишь на туманных предположениях и неясных догадках, но с оглядкой на исторический контекст, — завершено.
Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить!
Это, по-видимому, главный вывод!! )))
А разгадывание комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» не заканчивается.
Впереди – размышления о более явных (чем гадание на рефлекторах)) кадрах и смыслах. :))
.