В стихотворении арабского поэта 14-го столетия Сафи ад-Дина аль-Хилли есть такие слова: «Белые наши действия, черная наша борьба, зеленые наши поля и красные наши мечи». Действительно, эти цвета всегда были излюбленными у арабов. И когда в 1916-м году началось всеобщее арабское восстание против Османской империи, королем Хиджаза Хусейном ибн Али из династии Хашимитов был представлен флаг, который стал образцом для государственной символики большинства современных арабских стран.
В то время их значение объясняли следующим образом. Черный цвет означал годы тяжкого угнетения под чужеземной властью; белый символизировал светлое будущее, что ждет впереди; красный напоминал о крови, пролитой патриотами в боях за свободу; а зеленый просто был цветом пророка и ислама в целом.
Почему же этот цвет имеет такое большое значение для ислама?
Для этого есть две причины. Во-первых, это был любимый цвет пророка Мухаммеда, о чем прямо говорят некоторые хадисы. Неизвестно, почему именно он ему нравился: то ли посланник Аллаха просто любил зелень, как всякий араб, ведь на их засушливой родине этот никогда не было много растительности. То ли потому, что зеленые крылья имел ангел Джибрил, посланник Божий, который принес Мухаммеду откровение.
Во-вторых, зеленый всегда являлся олицетворением ислама, поскольку напоминал о райских садах. Они представлялись арабам, как оазис посреди пустыни, полный воды и растущих пальм. Сразу несколько аятов из Корана говорят, что в раю много зелени, а попавшие туда праведники носят зеленые одежды. Например, можно вспомнить такие стихи:
«Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут возлежать там на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!»
И такие:
«Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и прекрасных матрацах».
Но этот цвет приобрел свое нынешнее значение далеко не сразу. Ранние мусульмане шли в бой под черным знаменем, и этот же штандарт использовала династия Аббасидов. Затем, в пику им, Омейяды выбрали в качестве своего отличия белый цвет. А после них, для обозначения собственного халифата, зеленый стали использовать египетские правители Фатимидов. Точнее, из оппозиции к правящему режиму, это первым сделал Али аль-Рида, восьмой шиитский имам. Другие шииты промто следовали его примеру.
В дальнейшем зеленый цвет активно использовался в шиитском искусстве и стал постепенно восприниматься, как всеобщий цвет, объединяющий всех мусульман. Шиитское государство Фатимидов оставило немалый след в истории Африки и Аравии, а потому он тоже стал ассоциироваться с ней.
Поэтому намного позже арабские страны принимали черно-бело-зелено-красные флаги, которые напоминали о нескольких величественных исламских династиях: праведном халифате и Аббасидах, Омейядах, Фатимидах, а красный – о шерифах священного города Мекки.
Но только зеленый был знаком не исторических государств, а всей религии. Поэтому его нередко используют в своей государственной символике неарабские мусульманские страны, например, такие, как Пакистан. А тюркские народы добавляют его к своим традиционным символам.
В понимании мусульман, зеленый цвет является олицетворением, прежде всего, рая, который ждет всех достойных людей. Но также мира и справедливости, как хороший и добрый цвет.
Тем не менее, какое-либо сакральное значение отвергают отдельные мусульманские группы, которые полагают, что ислам является верой чистого монотеизма, что почитаться должен только единый Бог, и что у их религии не должно быть никаких дополнительных символов. Тем не менее, зеленый все-таки почитает большинство верующих.