Стремление России к технологическому суверенитету достигается и через внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Вузы и школы активнее используют возможности генеративного искусственного интеллекта в обучении: ChatGPT или «Алису». У этого есть и плюсы, и минусы.
Среди главных плюсов внедрения ИИ в образовательный процесс называют адаптивный подход к обучению: на основе анализа данных о прогрессе в обучении ученику предлагают подтянуть знания по отстающим областям и развить сильные стороны. Нейросети могут решать логические задачи, составлять методички, проверочные работы и делать презентации. Эксперты предполагают, что нейросеть способна формировать критическое мышление.
Есть и риски, связанные с оценкой образовательных результатов, ограничениями в анализе и интерпретацией данных, конфиденциальностью и безопасностью данных. Возможности ИИ ограничены в сфере межличностных коммуникаций, а значит, нейросеть не сможет помочь с развитием soft skills.
По мнению российских экспертов, внедрение искусственного интеллекта в систему образования принесет пользу. Однако требуется соблюдать баланс между автоматизацией задач и сохранением межличностного взаимодействия. Как это делают в высшей школе. К примеру, в Тюменском государственном университете используют чат-боты для ответов на вопросы слушателей, в Уральском федеральном университете для абитуриентов разработан цифровой тьютор, а Томский государственный университет делает профайлинг миллионов аккаунтов потенциальных студентов, чтобы дальше через чат-бот набирать абитуриентов на конкретную программу.