Найти тему
Remont1969

Первый танк современного типа. Часть 31. Semovente da 105/14. Итальянская "105", лучшая САУ на Renault FT

Франция стала не единственной страной, которая попробовала создать на базе шасси Renault FT самоходную артиллерийскую установку. Италия, получив танки Рено один из них переделала в САУ со 105-мм гаубицей. Рассказ об этой истории в публикации ниже.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Демонстрация 2 апреля 1919 танка FIAT 2000, САУ Semovente da 105/14 и бронеавтомобиля Lancia Z1M на стадионе Stadio Nazionale del PNF
Демонстрация 2 апреля 1919 танка FIAT 2000, САУ Semovente da 105/14 и бронеавтомобиля Lancia Z1M на стадионе Stadio Nazionale del PNF

Вступив в войне на стороне Антанты 23 мая 1915 года, итальянцы достаточно быстро обнаружили, как впрочем и все остальные, что война это совсем не то, к чему они готовились, и хотя фронт был достаточно узкий - всего 400 км и проходил по горам, достичь успеха не удалось. Итальянская армия была первой, которая в реальных боевых условиях применила боевую авиацию, автомобили-пулемётоносители, дирижабли, связь и первой начала использование в массовом количестве грузовики в военных перевозках, поэтому она была готова к внедрению новинок, но танки и для относительно развитой промышленности без "помощи" осилить не удалось. В 1917 итальянское правительство попробовало купить у Франции танки - 20 Schneider CA1 и и 100 Renault FT. Но "Шнейдеры" во Франции уже не выпускались, а "Рено" ещё не выпускались в достаточных даже для своей армии количествах и "союзникам" отправили только один «Шнейдер» в апреле 1917 и четыре «Рено» FT, которые были поставлены в мае 1918 года. После испытания танков итоговым результатом стало решение - "тяжёлый" танк сделать полностью самостоятельно, а пехотный - таким же как Рено, только лучше. Необходимость доставки пушек в любое место поля боя понимали и в Италии, поэтому один из танков был переделан в САУ - Semovente da 105/14.

Semovente da 105/14/САУ Semovente da 105/14

Страна: Италия

Производитель: Gio. Ansaldo & C/шасси Société des Automobiles Renault

Год выпуска: 1919

Кол-во: 1 (прототип)

Экипаж: 4

Бронирование: 16 mm

Вооружение: Obice da 105/14 modello 17

Боевая масса: 7500 кг

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,536 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,8 km/h

В своих мечтах получить танки итальянцы попробовали заказать сразу 1400 пехотных танков Renault FT, но такое количество можно было получить только наверно в 1919 и то после разворачивания выпуска этих танков в Италии. Все на что могли расщедрится французы это четыре танка, построенных фирмой Renault, три - с башни Berliet-Girod из которых один - с серийным номером 66947 пушечный с 37-мм пушкой SA 18 , один с клёпаной башней Renault. история итальянских пулемётных Рено FT будет рассказана отдельно, а вот пушечный 66947 сыграл более интересную роль в истории итальянской бронетехники - именно он стал той технической основой, на которой проектировали итальянский FIAT 3000 и именно его шасси стало основой для первой итальянской САУ - Semovente.

Renault FT с башней Girod, серийный номер 66947 В Италии
Renault FT с башней Girod, серийный номер 66947 В Италии

После испытаний пушечный Renault FT с башней Girod серийный номер 66947 был отправлен на фирму Ансальдо (Gio. Ansaldo & C) в Геную, где стал образцом, на котором итальянские конструктора и производственники изучали конструкцию танка и готовились к созданию итальянского клона. Танк был полностью разобран на отдельные узлы, каждый из которых оценивался с учётом возможности замены узлами и агрегатами итальянского происхождения и улучшения и упрощения конструкции. После изучения, учитывая степень разборки, кому то на фабрике пришла в голову идея: "раз уж разобрали, то зачем собирать то же самое, благо ещё три танка есть, не попробовать ли сделать, что-либо новое". Этим новым стала САУ, в качестве артиллерийской установки которой была выбрана 105-мм полевая гаубица - Obice da 105/14 modello 17.

Renault FT с башней Girod, серийный номер 66947 в процессе разборки на заводе Ансальдо
Renault FT с башней Girod, серийный номер 66947 в процессе разборки на заводе Ансальдо

105-мм гаубица (Obice da 105/14 modello 17) так же была французского происхождения и в принципе подобная модель могла родиться и на Рено в Бианкуре, но французы не могли отказаться от своего мнения, что 75-мм пушка - это лучшее и единственное, что им надо и поэтому все попытки сделать САУ относились к этой полевой пушке. У фирмы Ансальдо же в запасе не было хорошей 75-мм пушки, зато была 105-мм гаубица обр 1917 - «Obice 105/14», которая была разработана ещё в 1906 году фирмой Шнейдер для итальянской армии и победив в конкурсе должна была внедряться в производство. Но у Gio. Ansaldo & C с этой пушкой дела шли не шатко, ни валко, наладить массовое производство так и не удалось, к середине 1918 года было выпущено всего 120 орудий, которые впрочем в своём большинстве находились на складе фирмы и не были расписаны по частям. Одной из причин этого были шкодовские пушки 10 cm Feldhaubitze M. 14 (10 cm FH 14), которые в качестве трофеев в огромных количествах попали в итальянскую армию, после окончания войны на вооружении в Италии стояло более 2600 богемских пушек.

105-мм гаубица обр 1917 (Obice da 105/14 modello 17)

Боевая масса: 1,400 kg

Длина ствола: 1.47 m L/14

Масса снаряда: 16.3 kg

Угол вертикальной наводки: −5° to +70°

Угол горизонтальной наводки: 5°

Скорострельность 5–8 в/мин

Начальная скорость снаряда 330 m/s

Максимальная дальность стрельбы: 8,160 m

105-мм гаубица обр 1917 (Obice da 105/14 modello 17) на заводском дворе
105-мм гаубица обр 1917 (Obice da 105/14 modello 17) на заводском дворе

Конечно принципиально итальянская гаубица было нормальным орудием и главной её проблемой было именно производство, захватив гаубицы в 1943-м году гермаснкий Вермахт поставил из на вооружение как 10,5 cm leichte Feldhaubitze 326(i). Создание САУ со 105-мм гаубицей было совершенно разумным и вытекающим из логики войны мероприятием, хотя в итальянском случае это скорее была случайная мера - было разобранное шасси и именно такие пушки на складе. 105-мм гаубица обладала достаточно мощным выстрелом для разрушения выявленных укреплений на поле боя и по сравнению с 75-мм САУ или с 37-мм танковой пушкой была бы гораздо полезнее, особенно в атаке. На фирме Ансальдо внимательно отнеслись к проектированию САУ, постаравшись сохранить всю плюсы гаубичной системы.

Схема проекта расположения Cannone da 105/28 на удлиненном шасси танка Рено, схожую компоновку имел и Semovente da 105/14
Схема проекта расположения Cannone da 105/28 на удлиненном шасси танка Рено, схожую компоновку имел и Semovente da 105/14

Возможно для установки на шасси Рено FT рассматривалась и другая французская система 105-мм тяжёлая пушка, но её создание требовало переделки шасси и видимо проект появился уже после испытаний гаубичной САУ. У фирмы Ансальдо было в распоряжении полностью разобранное шасси танка и нормальное машиностроительное производство под рукой, а так же время, война уже закончилась и за срыв сроков наказание было бы минимальным. Это позволило создать оригинальную и в принципе готовую для серийного производства боевую машину, прототип которой показали в апреле 1919 года.

 САУ Semovente da 105/14 на заводском дворе, около самоходки возможно её конструктор
САУ Semovente da 105/14 на заводском дворе, около самоходки возможно её конструктор

Моторное отделение, трансмиссия и гусеничный движитель изменений не претерпели, даже оставили хвостовую опору, которая впрочем продолжала жить и на итальянских танка FIAT 3000. 105-мм была установлена на специальном лафете, расположенном вплотную к перегородке моторного отсека. Цапфы ствола были подняты для сохранения углов вертикальной наводки гаубицы с учётом отката при стрельбе.

фото из https://warspot.ru
фото из https://warspot.ru

Такое расположение орудия позволило не экспериментировать и не менять расположение места водителя танка, а оставить его полностью бронированным и по крайней мере не менее удобным, чем у оригинального танка. Фактически изменениям подвергся только верхний подбашенный лист и сама башня, которую просто убрали.

САУ Semovente da 105/14 на заводском дворе, за рычагами самоходки возможно её конструктор
САУ Semovente da 105/14 на заводском дворе, за рычагами самоходки возможно её конструктор

Итальянцы из фирмы Ансальдо сразу отказались, а видимо военные и не настаивали на обеспечении орудия боезапасом, перевозимым непосредственно на самой САУ, что учитывая открытое расположение орудия повышало бы уязвимость машины на поле боя. Зная о экспериментах Рено с транспортёрами амуниции итальянцы планировали или сделать что-то похожее на Renault FT Chenilles Porte Munitions на том же шасси или использовать гусеничные Schneider CD, 11 которых было поставлено в Италию.

САУ Semovente da 105/14 2 апреля 1919 на стадионе Stadio Nazionale del PNF на показе разворачивания в боевое положение
САУ Semovente da 105/14 2 апреля 1919 на стадионе Stadio Nazionale del PNF на показе разворачивания в боевое положение

Перемещение расчёта на самой САУ так же не предполагалось, можно предположить, что эта проблема военных мало волновала пока не было принято решения о серийном производстве и поставке самоходок в армию, так как на поле боя машина двигалась со скоростью пешехода, а прямого участия в боестолкновении не предполагалось, главное было доехать в то место, откуда можно было поразить цель, что для гаубичной системы давало возможность вообще не попадать под прямой огонь противника.

САУ Semovente da 105/14 2 апреля 1919 на стадионе Stadio Nazionale del PNF  на ходовой демонстрации
САУ Semovente da 105/14 2 апреля 1919 на стадионе Stadio Nazionale del PNF на ходовой демонстрации

Первый раз официально показана САУ Semovente da 105/14 была 2 апреля 1919 года на стадионе Stadio Nazionale del PNF в Риме вместе с тяжёлым танком FIAT 2000 и бронеавтомобилем. Главным "болельщиком" был король Италии Ви́ктор Эммануил III (Vittorio Emanuele III), который правил с 1900 года и вошёл в итальянскую историю как «король-солдат» (Re soldato) и «король-победитель» (Re della Vittoria, Re Vittorioso), в его правление пришлось участие и победы во всех войнах начиная с Ливойской, Первой мировой, Эфиопской, Албанской и даже Второй мировой, когда он очено вовремя перешёл на правильную сторону победителей. На стадионе были сооружены искусственные препятствия, имитировавшие поле боя и танк и САУ показывали свои возможности по работе в на реальном поле боя.

САУ Semovente da 105/14 2 апреля 1919 на стадионе Stadio Nazionale del PNF  преодолевает крутой склон.
САУ Semovente da 105/14 2 апреля 1919 на стадионе Stadio Nazionale del PNF преодолевает крутой склон.

Первоначально Regio Esercito Italiano планировала заказать 12 Semoventе 105/14 для формирования батарей артиллерийской поддержки. Но с окончанием войны ожидать от французов поставок было не дальновидно, для войны в Африке, где интересы Франции и Италии были схожими, всё ещё союзники не нашли возможности выделить 90 танков Renault FT, серийное производство собственных FIAT 3000 было ещё не близко. Возможно на это наложились и неоднозначные результаты самих испытаний, в итоге все проекты САУ на шасси Renault FT а том числе и с 75-мм полевым орудием Cannone da 75/27 modello 11 и 105-мм полевым орудием Cannone da 105/28 были отклонены, судьба же прототипа САУ неизвестна.

Рисунок с сайта http://www.wardrawings.be/WW2/Files/Site.htm
Рисунок с сайта http://www.wardrawings.be/WW2/Files/Site.htm

Сама по себе идея установка 105-мм орудия на танковое шасси было наверно лучшим вариантом создания САУ поддержки на поле боя, что через 33 года доказала очень удачная германская САУ "Веспе" (Geschützwagen II für le.F.H.18/2 (Sf.) «Wespe»). Но на судьбу итальянской самоходки наложилось множество факторов, главным из которых был конечно конец войны и временное исчезновение противника, после разгрома противников за последние 300 лет - империи Габсбургов должно было пройти время, что бы привычный враг на тысячелетия - Франция перестал быть союзником.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

Lucio Ceva & Andrea Curami: La Meccanizzazione dell'Esercito fino al 1943 (Roma, 1994).

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-italy-schneider-ca-cd-italian-service/

https://warspot.ru/12020-luchshiy-klon-renault-ft

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-italy-renault-ft-italian-service/

http://www.landships.info/landships/tank_articles.html#