Франция стала не единственной страной, которая попробовала создать на базе шасси Renault FT самоходную артиллерийскую установку. Италия, получив танки Рено один из них переделала в САУ со 105-мм гаубицей. Рассказ об этой истории в публикации ниже.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Вступив в войне на стороне Антанты 23 мая 1915 года, итальянцы достаточно быстро обнаружили, как впрочем и все остальные, что война это совсем не то, к чему они готовились, и хотя фронт был достаточно узкий - всего 400 км и проходил по горам, достичь успеха не удалось. Итальянская армия была первой, которая в реальных боевых условиях применила боевую авиацию, автомобили-пулемётоносители, дирижабли, связь и первой начала использование в массовом количестве грузовики в военных перевозках, поэтому она была готова к внедрению новинок, но танки и для относительно развитой промышленности без "помощи" осилить не удалось. В 1917 итальянское правительство попробовало купить у Франции танки - 20 Schneider CA1 и и 100 Renault FT. Но "Шнейдеры" во Франции уже не выпускались, а "Рено" ещё не выпускались в достаточных даже для своей армии количествах и "союзникам" отправили только один «Шнейдер» в апреле 1917 и четыре «Рено» FT, которые были поставлены в мае 1918 года. После испытания танков итоговым результатом стало решение - "тяжёлый" танк сделать полностью самостоятельно, а пехотный - таким же как Рено, только лучше. Необходимость доставки пушек в любое место поля боя понимали и в Италии, поэтому один из танков был переделан в САУ - Semovente da 105/14.
Semovente da 105/14/САУ Semovente da 105/14
Страна: Италия
Производитель: Gio. Ansaldo & C/шасси Société des Automobiles Renault
Год выпуска: 1919
Кол-во: 1 (прототип)
Экипаж: 4
Бронирование: 16 mm
Вооружение: Obice da 105/14 modello 17
Боевая масса: 7500 кг
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,536 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,8 km/h
В своих мечтах получить танки итальянцы попробовали заказать сразу 1400 пехотных танков Renault FT, но такое количество можно было получить только наверно в 1919 и то после разворачивания выпуска этих танков в Италии. Все на что могли расщедрится французы это четыре танка, построенных фирмой Renault, три - с башни Berliet-Girod из которых один - с серийным номером 66947 пушечный с 37-мм пушкой SA 18 , один с клёпаной башней Renault. история итальянских пулемётных Рено FT будет рассказана отдельно, а вот пушечный 66947 сыграл более интересную роль в истории итальянской бронетехники - именно он стал той технической основой, на которой проектировали итальянский FIAT 3000 и именно его шасси стало основой для первой итальянской САУ - Semovente.
После испытаний пушечный Renault FT с башней Girod серийный номер 66947 был отправлен на фирму Ансальдо (Gio. Ansaldo & C) в Геную, где стал образцом, на котором итальянские конструктора и производственники изучали конструкцию танка и готовились к созданию итальянского клона. Танк был полностью разобран на отдельные узлы, каждый из которых оценивался с учётом возможности замены узлами и агрегатами итальянского происхождения и улучшения и упрощения конструкции. После изучения, учитывая степень разборки, кому то на фабрике пришла в голову идея: "раз уж разобрали, то зачем собирать то же самое, благо ещё три танка есть, не попробовать ли сделать, что-либо новое". Этим новым стала САУ, в качестве артиллерийской установки которой была выбрана 105-мм полевая гаубица - Obice da 105/14 modello 17.
105-мм гаубица (Obice da 105/14 modello 17) так же была французского происхождения и в принципе подобная модель могла родиться и на Рено в Бианкуре, но французы не могли отказаться от своего мнения, что 75-мм пушка - это лучшее и единственное, что им надо и поэтому все попытки сделать САУ относились к этой полевой пушке. У фирмы Ансальдо же в запасе не было хорошей 75-мм пушки, зато была 105-мм гаубица обр 1917 - «Obice 105/14», которая была разработана ещё в 1906 году фирмой Шнейдер для итальянской армии и победив в конкурсе должна была внедряться в производство. Но у Gio. Ansaldo & C с этой пушкой дела шли не шатко, ни валко, наладить массовое производство так и не удалось, к середине 1918 года было выпущено всего 120 орудий, которые впрочем в своём большинстве находились на складе фирмы и не были расписаны по частям. Одной из причин этого были шкодовские пушки 10 cm Feldhaubitze M. 14 (10 cm FH 14), которые в качестве трофеев в огромных количествах попали в итальянскую армию, после окончания войны на вооружении в Италии стояло более 2600 богемских пушек.
105-мм гаубица обр 1917 (Obice da 105/14 modello 17)
Боевая масса: 1,400 kg
Длина ствола: 1.47 m L/14
Масса снаряда: 16.3 kg
Угол вертикальной наводки: −5° to +70°
Угол горизонтальной наводки: 5°
Скорострельность 5–8 в/мин
Начальная скорость снаряда 330 m/s
Максимальная дальность стрельбы: 8,160 m
Конечно принципиально итальянская гаубица было нормальным орудием и главной её проблемой было именно производство, захватив гаубицы в 1943-м году гермаснкий Вермахт поставил из на вооружение как 10,5 cm leichte Feldhaubitze 326(i). Создание САУ со 105-мм гаубицей было совершенно разумным и вытекающим из логики войны мероприятием, хотя в итальянском случае это скорее была случайная мера - было разобранное шасси и именно такие пушки на складе. 105-мм гаубица обладала достаточно мощным выстрелом для разрушения выявленных укреплений на поле боя и по сравнению с 75-мм САУ или с 37-мм танковой пушкой была бы гораздо полезнее, особенно в атаке. На фирме Ансальдо внимательно отнеслись к проектированию САУ, постаравшись сохранить всю плюсы гаубичной системы.
Возможно для установки на шасси Рено FT рассматривалась и другая французская система 105-мм тяжёлая пушка, но её создание требовало переделки шасси и видимо проект появился уже после испытаний гаубичной САУ. У фирмы Ансальдо было в распоряжении полностью разобранное шасси танка и нормальное машиностроительное производство под рукой, а так же время, война уже закончилась и за срыв сроков наказание было бы минимальным. Это позволило создать оригинальную и в принципе готовую для серийного производства боевую машину, прототип которой показали в апреле 1919 года.
Моторное отделение, трансмиссия и гусеничный движитель изменений не претерпели, даже оставили хвостовую опору, которая впрочем продолжала жить и на итальянских танка FIAT 3000. 105-мм была установлена на специальном лафете, расположенном вплотную к перегородке моторного отсека. Цапфы ствола были подняты для сохранения углов вертикальной наводки гаубицы с учётом отката при стрельбе.
Такое расположение орудия позволило не экспериментировать и не менять расположение места водителя танка, а оставить его полностью бронированным и по крайней мере не менее удобным, чем у оригинального танка. Фактически изменениям подвергся только верхний подбашенный лист и сама башня, которую просто убрали.
Итальянцы из фирмы Ансальдо сразу отказались, а видимо военные и не настаивали на обеспечении орудия боезапасом, перевозимым непосредственно на самой САУ, что учитывая открытое расположение орудия повышало бы уязвимость машины на поле боя. Зная о экспериментах Рено с транспортёрами амуниции итальянцы планировали или сделать что-то похожее на Renault FT Chenilles Porte Munitions на том же шасси или использовать гусеничные Schneider CD, 11 которых было поставлено в Италию.
Перемещение расчёта на самой САУ так же не предполагалось, можно предположить, что эта проблема военных мало волновала пока не было принято решения о серийном производстве и поставке самоходок в армию, так как на поле боя машина двигалась со скоростью пешехода, а прямого участия в боестолкновении не предполагалось, главное было доехать в то место, откуда можно было поразить цель, что для гаубичной системы давало возможность вообще не попадать под прямой огонь противника.
Первый раз официально показана САУ Semovente da 105/14 была 2 апреля 1919 года на стадионе Stadio Nazionale del PNF в Риме вместе с тяжёлым танком FIAT 2000 и бронеавтомобилем. Главным "болельщиком" был король Италии Ви́ктор Эммануил III (Vittorio Emanuele III), который правил с 1900 года и вошёл в итальянскую историю как «король-солдат» (Re soldato) и «король-победитель» (Re della Vittoria, Re Vittorioso), в его правление пришлось участие и победы во всех войнах начиная с Ливойской, Первой мировой, Эфиопской, Албанской и даже Второй мировой, когда он очено вовремя перешёл на правильную сторону победителей. На стадионе были сооружены искусственные препятствия, имитировавшие поле боя и танк и САУ показывали свои возможности по работе в на реальном поле боя.
Первоначально Regio Esercito Italiano планировала заказать 12 Semoventе 105/14 для формирования батарей артиллерийской поддержки. Но с окончанием войны ожидать от французов поставок было не дальновидно, для войны в Африке, где интересы Франции и Италии были схожими, всё ещё союзники не нашли возможности выделить 90 танков Renault FT, серийное производство собственных FIAT 3000 было ещё не близко. Возможно на это наложились и неоднозначные результаты самих испытаний, в итоге все проекты САУ на шасси Renault FT а том числе и с 75-мм полевым орудием Cannone da 75/27 modello 11 и 105-мм полевым орудием Cannone da 105/28 были отклонены, судьба же прототипа САУ неизвестна.
Сама по себе идея установка 105-мм орудия на танковое шасси было наверно лучшим вариантом создания САУ поддержки на поле боя, что через 33 года доказала очень удачная германская САУ "Веспе" (Geschützwagen II für le.F.H.18/2 (Sf.) «Wespe»). Но на судьбу итальянской самоходки наложилось множество факторов, главным из которых был конечно конец войны и временное исчезновение противника, после разгрома противников за последние 300 лет - империи Габсбургов должно было пройти время, что бы привычный враг на тысячелетия - Франция перестал быть союзником.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Renault FT. 1918. Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
Lucio Ceva & Andrea Curami: La Meccanizzazione dell'Esercito fino al 1943 (Roma, 1994).
https://tanks-encyclopedia.com/ww1-italy-schneider-ca-cd-italian-service/
https://warspot.ru/12020-luchshiy-klon-renault-ft
https://tanks-encyclopedia.com/ww1-italy-renault-ft-italian-service/