Дорогие читатели и гости данного блога!
Настало время для очередной виртуальной экскурсии по одному (но зато какому!) зданию, являющемуся полноценным символом не только города, в котором оно расположено, но и целого архитектурного стиля. Постоянные читатели знают, что зачастую отдельные здания встречаются в этом блоге разве что в рамках подборок. Как правило, нескольких абзацев хватает, чтобы привести отдельные исторические сведения, интересные факты и собственные впечатления о том или ином здании. Впрочем, попасть внутрь памятника архитектуры даже в России, а уж за рубежом и подавно, тоже удается крайне редко. Но сегодня карты сошлись самым лучшим образом, и вся статья будет посвящена всего одному зданию – Дому Бедо в Будапеште, выдающемуся памятнику архитектуры модерна.
Модерн – однозначный лидер среди всех архитектурных стилей, да и в целом направлений в искусстве по количеству названий. Ар-нуво, новый стиль, либерти, югендстиль – все это названия модерна, принятые в разных странах. Свое название у модерна было и в Австро-Венгерской империи – сецессион, от латинского secessio, отделение, уход [от классических канонов в искусстве]. Но, если городская среда Вены сложилась задолго до появления сецессиона, и здания в этом стиле здесь довольно редки, то венгерский сецессион во многом сформировал облик Будапешта, став одним из ключевых стилей, использовавшихся при строительстве наиболее примечательных зданий в городе в конце XIX – начале XX века. Одним из них является дом Бедо, яркий памятник архитектуры модерна, названный по имени своего первого владельца, типичная, кстати, и для России история. Впрочем, во многих путеводителях и на туристических сайтах дом Бедо так и вовсе называют Домом венгерского сецессиона, подчеркивая его архитектурную значимость. Сегодня и нам с вами предстоит увидеть дом Бедо во всей его изящной красоте.
Дом Бедо, или Bedő Ház по-венгерски, был построен по заказу крупного будапештского промышленника Белы Бедо, а в качестве архитектора выступил видный представитель венгерского сецессиона Эмиль Видор, по проектам которого на рубеже XIX и XX веков построено множество зданий в стиле модерн в Будапеште. Эдакий местный Федор Шехтель или Лев Кекушев. Кроме того, для двух квартир в здании Видор также полностью спроектировал интерьеры и предметы мебели, которые на сегодняшний день объявлены шедеврами венгерского прикладного искусства и являются частью экспозиции Музея венгерского модерна, открытого в 2007 году в доме Бедо после масштабной реставрации. Сам я, увы, в музей не попал, но сполна компенсировал данное упущение обстоятельным посещением жилой части здания.
Дом Бедо принято считать эталоном архитектуры модерна. И, кстати, модерна не только венгерского, а, с позволения сказать, модерна интернационального. Так, в облике здания нашли свое отражение все ключевые черты, свойственные этому изящному архитектурному стилю, среди которых: обтекаемые черты и извилистые линии, текучесть форм и природные/растительные мотивы, общая асимметрия и причудливые орнаменты, кованые балконы и деревянные окна. Среди сугубо венгерских особенностей модерна здесь разве что использование керамики и национальных мадьярских мотивов для декора зданий. По дому Бедо легко можно изучать архитектуру модерна, распространившуюся по всему европейскому континенту и за его пределами на рубеже XIX и XX веков. Вероятно, это во многом и предопределило выбор здания для размещения внутри него музея модерна.
Уже один только парадный вход в здание с увеличенными стеклами и необычной расстекловкой – воплощение модерна в чистом виде. Согласитесь, точь-в-точь такой же вход вполне уместно смотрелся бы почти в любом образцово модерновом здании в Москве, будь то особняк Динга, доходный дом Исакова или Конторский дом Сытина. Кстати, проводя параллели с Москвой, интересно заметить, что у нас здания в стиле модерн, самые известные проекты тех же Кекушева и Шехтеля – это прежде всего частные особняки и загородные виллы, значительно реже многоквартирные доходные дома. А вот в «зажиточной» Европе почему-то не так: от австро-венгерского сецессиона до каталонского модернизма Гауди и «свободной эстетикой» Бельгии, модерн преимущественно представлен в виде многоэтажных зданий.
Но перейдем от теории к практике, заглянем внутрь дома Бедо и поразглядываем его причудливые интерьеры. На счастье любопытным туристам, замок на двери, ведущей в жилую часть здания, оказался сломан. Уж не такими же любопытными туристами?) Так что никто не мешал погулять по зданию и вдоволь его пофотографировать. Главное, в таких случаях не тревожить жильцов.
Что сказать, внутри здание ничуть не менее красиво, нежели снаружи, а декор интерьеров столь же изящен, как убранство фасадов. Дом Бедо был основательно реконструирован и приведен в порядок в ходе десятилетней реставрации, завершившейся в 2007 году. До того сильно пострадавшее в ходе Второй мировой войны здание долгое время пребывало едва ли не в аварийном состоянии.
К слову, многие из керамических и кафельных изделий, использовавшихся при отделке здания (и внутри, и снаружи), были произведены на некогда знаменитой на всю Европу венгерской фабрике Жолнаи, основанной в 1853 году и упраздненной в 1999 году.
Из новшеств в доме Бедо – светильники с датчиками движения, освещающие весь холл при первых шагах. Эта почти не распространенная у нас особенность проектирования зданий довольно типична для старушки Европы, где экономить на электроэнергии давно стало нормой.
Впрочем, и помимо электротехнических особенностей в доме Бедо есть на что посмотреть и чем полюбоваться.
Центральный холл можно пройти насквозь, спуститься по лестнице и далее попасть во внутренний двор дома.
Ну, а внутри оказался оказался самый настоящий двор-колодец. Будапешт вообще внезапно открылся для меня городом необыкновенно красивых парадных и дворов-колодцев. Здесь их, кажется, ничуть не меньше, чем в Петербурге.
Увы, но многие петербургские дворы в своем нынешнем виде так и навевают тлен и безысходность. Обшарпанные стены, обвалившаяся штукатурка, парковка на несколько автомобилей, да еще и неприятный запах в придачу. Будапешт, даже будучи столицей не самой зажиточной по европейским меркам Венгрии, в этом плане выгодно выделяется.
Модерновые окна необычной формы с витражами как отдельный вид визуального наслаждения.
А еще в доме Бедо я внезапно обнаружил, что снимать дворы-колодцы лучше на широкий угол. Колодец в этом случае получается более глубоким, а в кадр попадает больше деталей.
Возвращаемся в центральный холл здания и обращаем внимание на чуть утопленную дверь с говорящей надписью Lift над ней.
Лифт здесь, как и подобает зданию начала XX века, исторический, с двумя дверцами, одна открывается вручную, а вторая автоматически, а через окошко в первой двери можно видеть, как проезжают этажи. Очень люблю такие лифты, хотя и редко удается на них покататься.
Я доехал до последнего этажа, чтобы уже оттуда спуститься по лестнице. И как только двери лифта открылись, моментально обнаружилось, что буквально все детали интерьера в здании выдержаны в стиле модерна: от дверей и окон до кованых оград и люстр.
А вот тот же самый двор колодец, вид сверху.
В целом все этажи здания похожи между собой: двери практически везде сохранены оригинальные [попробуйте в российских домах того же времени отыскать оригинальные двери], а витые колонны и фактурные цветные стекла так и вовсе выглядят музейными экспонатами.
Даже интересно, каково жить в таких интерьерах. Хотя, должно быть, это в первый раз ходишь, восхищаешься, а со временем привыкаешь и полностью перестаешь замечать.
Витражные окна в здании совершенно удивительные, каждое со своим уникальным узором.
Да и все остальные детали интерьера, даже самые маленькие и незаметные, по-своему прекрасны и выдержаны в стилистике модерна. Ведь модерн – это далеко не только архитектура, но и живопись, графика, обработка стекла и металла, мебель и другие предметы интерьера. В этом плане в доме Бедо практически отсутствуют какие-либо отклонения от данного художественного стиля.
Ну, разве что ящички для писем и таблички с именами жильцов.
Потихоньку спускаемся вниз. Чем ниже этаж, окна которого выходят во двор-колодец, тем меньше сюда проникает света. В этом плане жить на верхних этажах, пожалуй, повеселее, тем более что далеко не у всех квартир в здании окна выходят на главную улицу, и по бокам, и сзади к дому Бедо примыкают такие же здания с двором-колодцем. Исторически в передней части здания, где квартиры лучше освещены, селили семьи, а вот более темные квартиры «в задней части колодца» доставались холостякам, им, мол, от жизни много не надо:)
А еще на одном из этажей обнаружился открытый приквартирный тамбур, отделенный от лестничной площадки всего лишь решеткой, тогда как на остальных этажах вместо нее были глухие стены. Уж не знаю, самовольно ли жильцы захватывают дополнительное пространство, или в чем там дело. Но главное, окна за решеткой также были с разноцветными узорами. Смотрится очень здорово.
А вот на одном из балкончиков (общих, кстати, а не частных) кто-то создал уют.
Ну, и на этом наша экскурсия по дому Бедо подошла к завершению. Бросим напоследок взгляд на прекрасную металлическую входную дверь в здание и порадуемся, что замок в ней оказался сломан. А вообще сам я всякий раз, когда подворачивается случай попасть в историческое здание, стараюсь не упускать эту возможность. Бывает, например, кто-то из жильцов дома входит/выходит или курьер приехал с доставкой, или в здании идет ремонт. Знаю, просачиваться в чужие жилища нехорошо, но тяга к красоте пересиливает.
И на этом о Доме Бедо на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Кстати, в прошлый раз, когда мы посещали отличное здание в стиле модерн с двором-колодцем, дело было в Астрахани. В следующий раз обязательно посетим где-нибудь еще!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом!