Многие политологи посчитали начало саммита "Россия-Африка" предтечей того, что проект "поворота на Восток" свернули на полпути и теперь это уже поворот на Юг. Дескать, не получилось с азиатами, будем пытаться с африканцами. Им виднее, этим звездочетам. Но кто же к нам приехал, вкусно поесть и поболтать о том о сём?
Самолет президента Зимбабве Мнангагвы Эммерсона наделал шума в Пулково. Были предприняты беспрецедентные меры безопасности, около десятка самолетов российских авиакомпаний отправили в зону ожидания, чтобы не путались под ногами.
Раньше африканские царьки спокойно летали общими рейсами "Аэрофлота" и никакого дискомфорта при этом не испытывали. Однако, сейчас ситуация изменилась. И некоторые африканские президенты заимели собственный государственный самолет.
А вот у президентов ЦАР и Эритреи Фостена Арканжа Туадеры и Исайяса Афеворки своих самолетов не было и им предоставила их Россия. Поэтому Дмитрию Медведеву суперджета не дали, пришлось на саммит лететь на собственном. Ну как на собственном, тоже на государственном, но он считает его собственным и экономит моточасы, предпочитая просить другие комфортабельные самолеты для перелетов по стране.
Вообще наши новые африканские друзья стали как-то навязчиво ближе к России. Так 15 июня президент Алжира Абдельмаджид Тиббун высказал настойчивую просьбу назвать одну из улиц Москвы именем Абд Аль-Кадира, известного тем, что в первой половине XIX века он вырезал все белое население Алжира. Чем поставил Сергея Собянина в нравственный тупик.
Улицу называть не стали, но чтобы потрафить гостю — назвали именем вырезателя московский сквер. Есть ли в столице Алжира улицы, названные в честь Болотникова, Разина или Пугачева — история умалчивает.
Ну да ладно. Итак, кто же к нам приехал и чем известны эти уважаемые люди?
Президент Зимбабве Эммерсон Мнангагве тоже построил суверенную демократию в своей стране. Он запретил журналистам и гражданам критиковать политику своей партии ЗАНУ-ПФ, чтобы не наносить урон национальным интересам. А принятый в Зимбабве "Закон о патриотизме" запрещает общаться с представителями зарубежных правительств, если такое общение "может повредить положительному образу страны, ее целостности или репутации".
Кстати, в самом Зимбабве Эммерсона Дамбудзо Мнангагву называют "Крокодилом", за выдающуюся хитрость и жестокость. Как видим, вполне наш человек. Чтобы стать еще более своим — Владимир Владимирович подарил лидеру Зимбабве президентский вертолет Ми-38.
На одной из площадок саммита дискуссия будет посвящена межпартийному взаимодействию в "условиях геополитической нестабильности". Своим опытом в этой области поделится генсек Габонской демократической партии Али Бонго Ондимба: с 1968 года Габонские демократы являются доминирующей политической силой в стране, внутри которой президентский пост перешёл по наследству от отца к сыну. Есть чему поучиться, тоже наш человек.
Кроме того, состоится круглый стол по противодействию "неолиберальным ценностям". Своим бесценным опытом поделится Гианцинт Ньензима — комиссар Национальной независимой избирательной комиссии Бурунди. В 2015 году он помог экс–президенту этой африканской страны Пьеру Нкурунзизе "обнулить" оба своиx президентскиx срока, и тот стал единственным кандидатом на новыx выбораx. Ловко, и очень знакомо.
В 2020 Нкурунзизе надоело быть президентом и он не пошел на четвёртый президентский срок, а придумал придумал себе титул "верховный вождь патриотизма". Сейчас официально страну возглавляет его преемник.
Президент Уганды Йовери Мусевени пришел к власти в 1986 году, в результате военного переворота. После выборов в 2011 году Мусевени пообещал съесть главного кандидата от оппозиции, приготовив из него пирог. И снова победил в чистом поле. Говорят, после, на приемах послы и гости из других стран предпочитали деликатно отказываться от пирогов с мастер-классов Мусевени.
Стоит отметить, что его предшественник Иди Амин тоже не гнушался позавтракать своими врагами. И жаль, что почил в бозе большой друг Советского Союза президент ЦАР, император и маршал Жан Бедель Бокасса, по совместительству людоед. Он явно был бы в своей тарелке.
На саммите присутствует множество колоритных людей в военной форме. Некоторые из них — представители делегации Буркина-Фасо. Год назад эти армейцы свергли собственное правительство. Их делегацию возглавляет организатор переворота Ибрагим Траоре.
Чем же пришлось задабривать таких уважаемых, но бескомпромиссных личностей, диктаторов и людоедов? И зачем?
Владимир Владимирович заявил, что Россия готова направить зерно нуждающимся странам Африки безвозмездно, с учетом ожидаемого рекордного урожая. И детализировал: Россия готова бесплатно направить в следующие четыре месяца Зимбабве, Буркина-Фасо, Сомали, Эритрее по 25-50 тыс. тонн зерна. "В нашей стране вы находитесь в кругу друзей и единомышленников", отметил Путин.
А зачем кормить бесплатно этих суверенных демократоров? Дело в том, что Путин посчитал необходимым показать миру, что у нас масса союзников. И надеется на какие-то преференции от африканских стран. Но увы, век африканских диктаторов не стабилен. Наобещать они могут что угодно, а вот воплотить...
Взгляните на эту фотографию.
Слева направо: Аль-Башир (Судан) — свергнут в 2019-м году. Бен-Али (Тунис) — свергнут в 2011-м году. Салех (Йемен) — свергнут в 2012-м году. Каддафи (Ливия) — свергнут в 2011-м году. Мубарак (Египет) свергнут в 2011-м году. Компаоре (Буркина-Фасо) — свергнут в 2014-м году. Мугабе (Зимбабве) — свергнут в 2017-м году. А выше в черной шапочке стоит гвинеец Альфа Конде, свергнутый в 2021-м году.
А вчера президент Нигера Мохамед Базум успел только позавтракать, как его арестовала его же охрана. Ну и о каких долгосрочных перспективах тут можно рассуждать?
А вот для Евгения Викторовича Пригожина в Африке открылось широкое окно возможностей по защите суверенных демократий. Диктаторы на штыках "оркестрантов" могут продолжать крепить российско-африканскую дружбу, а люди Пригожина — контролировать их и приглядывать за обстановкой на карьерах с ценными ископаемыми. Стоит также обратить внимание на Нигер, а то разболтались там без ребят из "Оркестра".
Иногда хочется спросить, а кто давал право Владимиру Владимировичу разбазаривать государственное стратегическое добро для окормления наших дорогих африканских друзей без ясных перспектив? Но в наше замечательное время такие вопросы сродни оправданию терроризма и призывам к экстремизму, поэтому спрашивать не буду. Арестовывать отставных полковников за слова стало нынче доброй традицией.