Туристический маршрут «Образовательные учреждения Казани: история и современность», представленный Национальным музеем РТ, будет интересен и туристу, и коренному казанцу, если он, конечно, не чужд наукам. Оговоримся сразу: новый маршрут - это вишенка на торте, его презентация завершила большую научно-общественную и просветительскую программу, которую уже в четвертый раз при поддержке Министерства культуры РТ, КФУ и Института всеобщей истории РАН в Казани провел Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». В рамках мероприятий прошла научная конференция «Образование в перспективе истории: от Российской Империи к Российской Федерации» при участии ведущих историков, архивистов и представителей музейного сообщества страны и открылись три выставки. Пройдя вместе с гостями татарстанской столицы по маршруту, корреспондент «ВК» преисполнилась гордости за родной город.
Новый маршрут разработан при ближайшем участии Национального музея РТ экскурсоводом-методистом Екатериной Хабаровой. Карта рассчитанного на три часа маршрута охватывает все страницы истории казанского образования, начиная с открытой в 1758 году Первой мужской гимназии, ставшей первой провинциальной гимназией в России, института благородных девиц Родионовой до «Сковородки», внутреннего двора главного корпуса Казанского университета и мусульманских учебных заведений Старо-Татарской слободы. По словам Хабаровой, история казанского образования начинается со времен ханской Казани, где при главной мечети в медресе обучались татарские мальчики. Правда, сведений сохранилось крайне мало, так что официальный отсчет истории образования в Казани все же начинается с Цифирной школы, открытой в Адмиралтейской слободе в 1718 году во времена Петра I. Второе учебное заведение - Славяно-латинская школа - открылось в Казани в 1723 году. Чуть позже ее преобразовали в Казанскую духовную семинарию. Здание для нее построили в 1734 - 1742 годы, в этом одном из старейших гражданских строений Казани ныне расположен всем известный геологический факультет КФУ, где учились многие выдающиеся люди, в том числе легендарный режиссер Станислав Говорухин.
ПОЧЕМУ ГИМНАЗИСТОВ НЕ ПУСКАЛИ НА КАТОК «ЧЕРНОГО ОЗЕРА»
- Аналогов этому маршруту в Казани нет, - пояснила корреспонденту «ВК» экскурсовод-методист Екатерина Хабарова. - На создание маршрута у меня ушло два месяца, благодаря моим прежним разработкам и, конечно, полученному на историческом факультете КГУ образованию, когда там преподавали такие корифеи, как Вульфсон, Шохман, Королев, Бусыгин. Также я занимаюсь краеведческими изысканиями. Главная задача экскурсии - показать, с чего начиналось образование в Казани и как оно продолжается сейчас. Список объектов коренных казанцев, возможно, не удивит, но зато им будут интересны подробности, о которых не часто говорят публично. Например, в первой женской Мариинской гимназии серьезно относились к современной литературе. Считалось, что для изучения жизни девушки в обязательном порядке должны читать Толстого, Некрасова, Тургенева. Или взять Юнкерское училище в Казанском кремле (открылось в 1866 году). Любопытными деталями делился такой известный исторический персонаж, как Антон Иванович Деникин. Являясь выпускником Киевского юнкерского училища, Деникин в 1900-х несколько раз по долгу службы навещал Казань. Так вот, он оставил письменные заметки, из которых следует, что в юнкера отправляли ребят, у которых в учебе не было успехов, которым не давались латынь и греческий… Кто не справлялся с курсом и кого после 6-го класса в старший класс гимназии не переводили, тех отправляли в юнкерское училище. Получается, что оно было своеобразным аналогом советских ПТУ. Надо признаться, что за время экскурсии корреспондент «ВК» узнала множество интересных деталей о родном городе. Например, старейший казанский сад «Черное озеро» тоже напрямую связан с историей студенчества. В саду располагался ресторан Ожегова (дальний родственник автора знаменитого словаря русского языка), где казанские студенты и преподаватели отмечали Татьянин день 25 января. Зимой тут работал публичный каток, однако на него не пускали казанских гимназистов: считалось, что юноши могут нахвататься от простого народа ненужных знаний и плохих манер.
Или знаменитые «красные» корпуса Медицинского института (ранее одного из четырех первых факультетов Казанского императорского университета), где учились такие светила, как Лесгафт, Бехтерев, Вишневский. Публичные лекции Бехтерева в психиатрической клинике, кстати, посещал юный Алексей Пешков. А родоначальник династии хирургов Вишневский именно в нашем городе создал свою знаменитую триаду: новокаиновую блокаду, местную анестезию и мазь Вишневского.
Казанское суворовское училище находится на месте бывшего Родионовского института благородных девиц (сквер Льва Толстого на пересечении улиц Карла Маркса и Большая Красная). Когда Емельян Пугачев брал Казань, здесь оборону держали ученики Первой Казанской мужской гимназии. В тех столкновениях погибли супруг и старший сын Анны Николаевны Родионовой. Молодая женщина осталась вдовой с разоренным имением, но взяла хозяйство в руки, стала богатейшей женщиной края и завещала открыть девичий институт. Он открылся в 1841 году уже после ее смерти. Гуляя рядом с КФУ, присмотритесь к первому этажу главного здания, где решетки на окнах. А ведь сначала это было общежитие для студентов! Распорядок требовал, чтобы все были на местах не позже 21 часа, но соблюсти правило могли не все, и потому окна служили входными дверями (однокашники их специально не запирали!).
В общем, настоятельно рекомендуем неравнодушным к истории родного города казанцам посетить эту экскурсию.
И еще культурные новости: сразу три экспозиции открылись в Казани в рамках культурно-просветительской программы Елисаветинско-Сергиевского общества. Первая - в музее Казанского Богородицкого монастыря - выставка Казанской епархии «Традиции милосердия в России от Крымской до Первой мировой». Вторая - в Присутственных местах Казанского кремля - «О людях, подаривших свет» Национального музея РТ, где представлены подлинники, связанные со становлением образования в Среднем Поволжье и деятельностью учебных заведений Казани: университетом, духовной академией, гимназиями и медресе. А в стенах главного здания НМ РТ по 17 сентября работает передвижная выставка «Российские педагоги и наставники: от Петра I до наших дней», подготовленная Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» совместно с Институтом всеобщей истории РАН и Российской академией образования при поддержке Министерства культуры РФ.
КАЗАНЬ - СИМВОЛ НАШЕЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИПОСТАСИ
Многие видные деятели науки и культуры посетили Казань во время проведения мероприятий Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества. Среди них - доктор исторических наук, президент Фонда изучения исторической перспективы, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Наталия Нарочницкая. Отметим, что Наталия Алексеевна в 1982 - 1989 годы работала в секретариате ООН в Нью-Йорке, является автором фундаментальных разработок по внешней политике России. Она выступила на пленарном заседании научной конференции с докладом «Воспитание и образование - главный нематериальный фактор духовного суверенитета национального сообщества».
- Я в совершенном восторге от Казани, все услышанное в докладах многочисленных коллег еще более убеждает меня в том, что Казань - символ нашей евразийской ипостаси, - поделилась с корреспондентом «ВК» Наталия Нарочницкая. - И те усилия российских государей, которые, конечно, формулировали свои идеи не так, как мы сейчас, о том, что надо вовлекать народы империи в отечественную науку, мировоззрение, просвещение, сохраняя при этом особенности национальной культуры, дали свои плоды. Достойной жемчужиной в короне нашей Российской империи всегда был татарский народ с его богатейшей культурой и историей. То же отношение и сейчас. Здесь, в Казани, я вижу удивительное спокойствие национального чувства, что говорит о его самодостаточности и зрелости. Меня никогда нигде не ущемит, что кто-то говорит не на русском, а на каком-то другом языке. И татар в Казани никто не ущемляет, потому что они самодостаточны и уверены в себе. Меня это совершенно покоряет и еще раз подтверждает нашу альтернативную концепцию мира, которая заключается в гармонии многообразия. Поймала себя на мысли, что не будь я москвичкой, то всерьез задумалась о переезде в Казань и применила бы здесь свои знания и умения. Тем более, что после моей работы в секретариате ООН в Нью-Йорке сохранилась прежде всего дружба с моими коллегами - не американцами, не немцами, не французами, которые были полностью стерилизованы международной гражданской службой, а прежде всего с египтянкой - правоверной мусульманкой, которая молилась пять раз в день, с вестернизированным, но сохранившим свою культуру ливанцем, читавшем и Шекспира, и Достоевского, и Шолохова.
- Казань - отличная площадка для реализации просветительских и благотворительных инициатив, - выразила свое мнение в разговоре с «ВК» председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова. - Для нас важно, чтобы выставки Фонда ЕСПО «Образование в перспективе истории: от Российской Империи к Российской Федерации» и «Российские педагоги и наставники: от Петра I до наших дней», которые рассказывают о многогранной просветительской и научной деятельности величайших русских педагогов и писателей, прошли по различным учебным заведениям Татарстана и других регионов страны. Темы наших конференций, которые проходят в разных городах (Калининград, Казань, Екатеринбург, Пермь и другие. - «ВК»), каждый год новые, но неизменной остается главная задача - историческое просвещение. В первую очередь мы популяризируем новые архивные материалы, которые вводятся в научный оборот, и привлекаем внимание студенческой молодежи, аспирантов, чтобы они выбирали для своих научных исследований актуальные темы, которые говорят о преемственности нашей государственности, непрерывности российской истории и которые посвящены истории места, и возбуждаем общественное внимание к отечественной истории, к ее урокам и победам. Нам всегда приятно работать с казанскими специалистами - с Национальным музеем Татарстана и его руководителем Алисой Вяткиной, с архивистами и краеведами республики, профессиональную работу которых отличают компетентность и удивительная оперативность.
ЖЕНСКАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ ПОШЛА ОТ ИМПЕРАТРИЦ
- Создание национальной системы образования - сложнейшая историческая задача. Почему создать школы, институты, университеты, наконец, создать мотивацию для учебы было сложнее, чем построить флот, армию, мануфактуры? - поделился мнением с корреспондентом «ВК» завкафедрой Института инженерной педагогики и гуманитарной подготовки Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Калининград) Алексей Хитров. - Потому что система образования - тонкая сфера, требующая сложной государственной настройки. Одним из обсуждаемых на казанской конференции вопросов стало женское образование в России, которое восходит ко временам правления Екатерины II. Преследуя магистральную цель - просвещение народа, Екатерина хотела, чтобы женщина была образованной, просвещенной, разделяла идеалы человеколюбия, милосердия, гуманизма, и в то же время была, как тогда выражались, добродетельной супругой и полезной матерью семейства. Тогда и были заложены фундаментальные основы именно женского образования в России. Сначала оно было сосредоточено в женских учреждениях закрытого типа с полным пансионом (логика XVIII века была такова - избавить молодые поколения от пороков и зла окружающего мира, чтобы молодежь не знала и не видела их). По всей стране, в том числе и в Казани, появились женские, правильнее - девичьи, институты. В Казани в первой половине XIX века открылся Родионовский институт на благотворительные средства помещицы Родионовой, он вошел в систему институций, находящихся под покровительством императорской фамилии не случайно. Государи понимали, что Россия - большая многонациональная и многоконфессиональная страна, и создавать образовательные учреждения надо не только в столицах, где живут русские, но и в других регионах необъятной Российской империи. Так что не случайно в Казани возник женский институт и так же не случайно еще в XVIII веке открыли Первую Казанскую мужскую гимназию (1758 год, первая провинциальная гимназия после Санкт-Петербурга и Москвы. - «ВК»). Здесь же, в Казани, открылось Мариинское женское училище, по сути - общеобразовательное учреждение гимназического типа для девочек. В понимании императоров России Казань была центром, объединяющим Европу и Азию. Поэтому было такое внимание образовательным учреждениям именно в Казани. Можно говорить и о том, что женские институты в России были открыты для представителей всех национальных и конфессиональных групп. Так, казанский Родионовский институт не был закрытым для девиц мусульманского происхождения, в то время как Тифлисский институт создавался «для кавказских девиц», Белостокский - «для девиц польского происхождения», и даже Иркутский имел квоту для представительниц из элит коренного происхождения - народов Сибири и Приамурья. В России к концу XIX века действовали уже 30 женских институтов, перед Первой мировой предполагалось открыть еще несколько (в частности, в городе Нахичевань-на-Дону, где компактно проживали армяне). Женское образование не сводилось только к институтам, в середине XIX века начали создаваться открытые образовательные сословные женские гимназии. Причем ведомства под покровительством Марии Федоровны оказались более прогрессивными, чем министерства народного просвещения, которое не испытывало никакого желания создавать открытые женские учреждения. По инициативе супруги Александра Второго (Марии Федоровны. - «ВК») в Петербурге открылась первая Мариинская женская гимназия, заведения по ее образцу создавались в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, в частности, в Казани, которая очень скоро стала центром женского, гимназического и университетского образования.
В рамках конференции также состоялась презентация книги «Образование и воспитание в императорских семьях» доктора исторических наук, заведующего кафедрой истории Отечества Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Игоря Зимина.
Автор: Ольга Юхновская
Фото: пресс-служба Национального музея Республики Татарстан