Найти в Дзене
Marina'Story

Джоанн Харрис «Пять четвертинок апельсина»: вопрос отцов и детей на британский лад

Оглавление

И почему четвертинок все таки пять? Хотела бы я рассказать об уютной атмосфере книги, которая всегда присутствует в произведениях Джоанн Харрис, но далеки события романа от спокойных и размеренных дней. Герои книги «Пять четвертинок апельсина» всю свою жизнь проживают в детских страхах разной степени осознанности. Разбираемся, как дети не понимают родителей, пока не взглянут на мир их глазами.

Библиотечный экземпляр книги. Читанный перечитанный.
Библиотечный экземпляр книги. Читанный перечитанный.

Сюжет. Два времени, горы проблем

Сюжет «Пяти четвертинок апельсина» закручивается в двух временных линиях: во время Второй мировой войны и в современной (на время написания романа. Это был 2001 год) Франции.

Фрамбуаз выросла в тяжелое время. Детство девочка провела в оккупированной немцами деревушке во Франции. Атмосфера в семье не добавляла радости. Отец героини погиб на войне. Брат Кассис и сестра Ренетт старше по возрасту не хотели нянчиться с младшей. А ее эмоционально холодная мать, Мирабель Дартижан, запуталась в своем ворохе взрослых проблем и не смогла дать такую необходимую детям любовь.

С такой нагрузкой еще не сформированная психика справлялась сложно. И трое детей нашли себе взрослого взамен отсутствующей родительской фигуры - молодого немецкого офицера Томаса Лейбница.

Годы шли. Фрамбуаз постарела - ей уже за шестьдесят. Она вновь, но уже под чужим именем, вернулась в дом своего детства и открыла там кафе с восхитительными домашними блюдами по рецептам из материнской поваренной книги, доставшейся ей в наследство. Но жизнь не желает оставить в покое старушку Фрамбуаз. Добавляет новые сложности. Сын Кассиса с женой жаждут завладеть кулинарным сборником, ведь не только рецепты написаны на его страницах. Там, между строк и на полях зашифрована история Марабель, которую в войну заклеймили преступницей.

Апельсины, которые доставал Томас для Фрамбуаз
Апельсины, которые доставал Томас для Фрамбуаз

Герои. Чего боишься ты, бессмертный?

Из-за отсутствия эмоциональной связи с матерью, Фрамбуаз становится диким ребенком. Росла, как трава в поле, так и выросла не способная доверять и устанавливать близкие отношения с другими людьми. Она скрывает свои настоящие чувства и эмоции до самого конца. Даже когда плохо. Даже, когда объективно надо обраться за помощью. И только Поль, тихий и неприметный в начале, друг из детства, спустя годы смог сломить ее стену «Я сама» и «Мне никто не нужен».

Сама Фрамбуаз на протяжении всего повествования говорила про силу характера. Что ей этой силы досталось больше, чем брату и сестре. Но можно ли считать силой баранью упертость и импульсивную безбашенность?

Она все стремится выловить Матерую - щуку, исполняющую желание. И ее единственное желание - конкретный взрослый, который был к ней добр. Хотя сама отталкивает единичные попытки матери наладить контакт, слишком обиженная на прежнюю невнимательность.

Эта скрытность оказывается стойкой чертой ее личности. Женщина не раскрывает правды даже своим взрослым дочерям. Это придаёт книге элемент интриги, читатель пытается раскрыть тайну, которая случилась в сороковых, найти причины такого поведения, но до самого финала остается в замешательстве.

Не думала, что сгенерировать помятые вещи так сложно. Пока получилось это.
Не думала, что сгенерировать помятые вещи так сложно. Пока получилось это.

В основе сложных отношений Мирабель Дартижан с детьми лежит ее собственная история, которую мы, вместе с Фрамбуаз читаем среди рецептов. Но и этот рассказ полон пробелов. Ее связь с Томасом вполне угадывается из разбросанных отрывков, но вот ненависть Мирабель к апельсинам объяснить сложнее. Возможно, апельсины в книге являются символом прошлых обид или травм, которые Мирабель не может пережить.

Пожалуй самым непонятым персонажем стал для меня Томас Лейбниц. Он подружился с детьми. И непонятно: то ли он просто их использовал ради информации, то ли действительно к ним привязался. Он - абсолютно точно сам себе на уме. Не добрый, не злой. У него свои желания и цели: выжить и обеспечить семью в Германии. Где-то во второй половине книги мужчина уже кажется пауком, который управляет всей мизансценой, захватив под свое влияние и деревню Фрамбуаз, и ближайший городок с помощью манипуляций.

Потомки Кассиса: сын Янник и его жена Лора, скажу откровенно, сильно нервировали всю книгу. Лицемерные, бесхребетные, базарные, только захапать и завладеть чужими тайнами и деньгами.

Рен-Клод откровенно жалко. Она - по природе красивая, ласковая, «ручная совсем», говорит про нее сестра. Ей бы жить в другое время, в другой семье, но судьба плавной рукой Харрис поворачивает по-другому.

Элегантное разделение глав
Элегантное разделение глав

Плюсы. Почему точно стоит прочитать?

  • Живой слог автора. Начинаешь на первой странице и выныриваешь на последней, не замечая времени.
  • Нетипичные военные декорации.
  • Отличный материал для психологического разбора детско-родительских отношений.
  • Интересные кулинарные рецепты.
  • Финал. Автор разматывает клубок недосказанности и раскрывает мотивы скрытности главной героини. Все встает на свои места. Но назвать это полноценным хеппи эндом не могу. Уж больно много жертв.

Минусы. Что может оттолкнуть?

Жестокие герои. Да, жертв детских обид и желаний оказалось и правда много. Буквальных жертв.

Родители не воспитывают детей. У всех война, хозяйство и вообще не до того.

К фруктовым деревьям Марабель была ласковее, чем к собственным детям
К фруктовым деревьям Марабель была ласковее, чем к собственным детям

В заключении хотелось бы процитировать саму Фрамбуаз:

Дети ведь, как известно, жестоки. И если уж нанесут рану, то до кости...

Столького можно было бы избежать, если в попытке убежать от своих страхов дети в этом романе перестали проявлять такую жестокость, а у взрослых, осознающих весь ужас оккупации, было бы хоть немного возможности проявить свою любовь. Но времена военные диктуют совсем другие, жесткие нравы. И взрослея, кто-то смог это пережить и сосредоточиться на настоящей жизни, а кто-то так и остался один на один с этим невидимым монстром осознания вины за спиной.

Отзыв написан в рамках Книжного бинго.