Найти в Дзене

Основы биомеханики применительно к практике асан. Часть 1.

Оглавление

Кто ходит на обучающиеся мероприятия Культура Движение, знают, что биомеханика — один из «трёх китов», на которых зиждется методика. Наряду с педагогикой и методологией. Ведь, исследуя движение в функциональных задачах и переходах, достраивая плавность и обратимость, нам важно понимать, как попасть в актуальный для себя контекст. А преподавателю — как подобрать тренировочное окно для практиков разного уровня. Биомеханика тут приходит на помощь, предлагая формулу для расчёта.

Тем не менее, в последнее время биомеханика несколько абсолютизируется. Особенно у тех, кто начинает знакомство с Культурой Движения. Это выражается в попытках объяснить через биомеханику абсолютно В.С.Йо, что происходит с телом на коврике, абсолютно любой тренировочный смысл форм и переходов. 

Да, это привычная стратегия нашего ума (как и стратегия тела) — быть экономным и находить некий самый правильный эталонный способ. Или взять ту же биомеханику как уникальную эталонную описательную систему.

Тем не менее, один из основных лейтмотивов, который проводят все преподаватели Культура Движения — не существует единственно правильной стратегии. Как в движениях, как в способе выстроить свой класс, как во взаимодействии с группой, так и … в выборе описательной системы. 

Приведу здесь наглядную аналогию, услышанную у Агапкина:

Вы выбираете шкаф. И вы будете руководствоваться его практичностью и как он вписывается в интерьер, ваш муж — ценой или соотношением цена/качество, грузчики — сколько он весит и на какой этаж его переть, кот — удобно ли на него прыгать, ребёнок — дотянется ли он до шоколадки на верхней полке. 

И так далее. Это не значит, что одна описательная система хуже другой. Или что какая-то неверна.

Это означает, что вам необходимо каждый раз под ситуацию выбирать ту категориальную базу, которая является в данный момент оптимальной и приводящей к наилучшим результатам. Потому что любые категории никогда не могут захватывать весь предмет целиком. Поэтому ваш профессионализм исчисляется в том числе во владении разными категориальными системами, как инструментами, и умении их применить под задачу.

Так, вы можете говорить, куда приходится нагрузка и как вы расположили рычаги и центр тяжести с точки зрения биомеханики, работают ли у вас драйверы/стабилизаторы или агонисты/синергисты/антагонисты с точки зрения функциональной анатомии, какой тип движения вы выбрали (изокинетический, изотонический или плиометрический), доступна ли человеку некая форма на уровне гониометрии (сразу ремарка: в случае работы с двигательным обучением это является несущественным критерием, ведь мы рассматриваем асану как направление подвижности, а не конечную форму), как всё выражается на уровне биохимии мышечной деятельности, и как — на уровне нейрофизиологии, особенно, когда вы подключаете в работу бандхи, дришти, уджайи и ставите развитие метанавыков как одну из задач. Это лишь частные примеры «систем координат» и случаев их использования, их можно привести больше 😁.

Теперь, после этого краткого вступления, перейдём к теме статьи 😁 тем более, что биомеханика в данном случае является необходимым инструментом широкого профиля.

Что такое биомеханика и «что почитать»?

Биомеханика — естественная наука, применяющая методы механики к изучению живых систем, в частности к изучению движения человека. Областью изучения биомеханики являются механические и биологические причины возникновения движений и особенности их выполнения.

При этом биомеханика как наука, использующая расчётные формулы, действительно очень сложна, и, кроме того, далека от практического применения для преподавателей телесно-ориентированных систем. С точки зрения литературы для очень заинтересованных людей в варианте «не пойти переквалифицироваться в академика и не убить об это мозг» я бы посоветовала Рэя Лонга «Ключевые мышцы в йоге» (как хорошее начало),

Посложнее — Букупа «Клиническое исследование костей, суставов и мышц», Эндрю Билла «Путеводитель по телу», Бернштейна «о ловкости и её развитии», «биомеханика и физиология движений», и для маньяков — Капанджи (трёхтомник) и Леопольда Бюске «Мышечные цепи» (но перевод на русский ужасен😖), (в приведённых книгах биомеханика часто перемежается с функциональной анатомией и гониометрией — наукой об измерении подвижности суставов). А, в целом, много интересного можно найти в статьях на SportWiki (и да простят меня те, кто не считает подобные ресурсы пригодными в науке, для ознакомления они очень неплохи), статьи kinesiopro и PubMed. При этом, как говорит Игорь Пантюшев, нет смысла заучивать биомеханику.

Однажды, я купила две книжки. Книгу с прекрасными рецептами от Михаила Баранова и книгу по Джйотиш Роберта Свободы. Действительно интересные и прекрасно написанные! Но, прочитав пару десятков страниц, поняла: это не художественная литература, она не имеет смысла в отрыве от практики. По книге Баранова надо идти на кухню и готовить, по книге Свободы — рассчитывать гороскопы.

И вот так же любая научная книга, прочитанная без конкретной прикладной задачи, останется просто на уровне «для себя», «хочу всё знать». Чтобы уметь применить биомеханику на практике, вам надо выращивать это как навык, изучая теорию по мере преподавательской деятельности и интегрируя её в практику. Чтобы не просто знать термины, а уметь руководствоваться ей при составлении последовательностей, подборе актуальной работы (тренировочного окна) под практиков разного уровня и морфологии, чтобы уметь понять, почему что-то не получается и как с этим доработать. Это уже задача навырост, на много лет симбиоза теории и практики. 

Если увижу интерес к теме, дальше буду развивать её глубже в цикле статей 🙏🏻😊

А за отработкой на практике своего запроса - записывайтесь на личную консультацию. Ссылки в шапке профиля. https://taplink.cc/gutorenko