Найти тему

По местам путешествий А.П. Чехова на Кавказ

Не так и много страниц осталось посвятить маршрутам Антона Павловича. С точки зрения хронологии, эта публикация должна была даже предшествовать серии публикаций про поездку писателя на Сахалин. Ведь впервые в этом регионе он оказался еще в 1888 году. Причем, маршрут планировался гораздо более протяженным, но из-за болезни брата Чехов прервал путешествие на полдороги.

Итак, в июле 1888 года Чехов морем отправился из Феодосии в Закавказье. В наши дни туристическими линиями эти порты не соединены, а вот в советские годы круиз по Черному морю - это была мечта. Мы с родителями в 1990 году плавали на теплоходе "Иван Франко" самым знаменитым черноморским семидневным маршрутом: Сочи - Одесса - Севастополь - Новороссийск - Сухуми - Батуми - Сочи. Впечатлений на всю жизнь! Чехов же из Феодосии направился в Новый Афон. По прямой здесь немногим менее 500 км.

Феодосия - Новый Афон. Яндекс.Карты
Феодосия - Новый Афон. Яндекс.Карты

Городом Айвазовского мы уже многократно любовались на страницах нашего канала. А вот Новый Афон, кажется, встречается впервые. Про новоафонскую пещеру тогда могли догадываться лишь местные жители - ее откроют намного позднее. А вот Новоафонский монастырь уже был основан ко времени приезда Чехова. Это произошло еще 1875 году.

Новоафонский монастырь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Новоафонский монастырь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Правда, современного величия во времена Чехова не было. Ведь почти сразу же после основания монастырь был разграблен во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. Восстанавливали же его 20 лет.

После Нового Афона Чехов посещает Сухум, потом - Батуми и, наконец, едет в столицу Грузии - Тифлис. Общая протяженность этого маршрута около 640 км.

Маршрут Чехова по закавказью. Яндекс.Карты
Маршрут Чехова по закавказью. Яндекс.Карты

Почти все города у нас на пути уже встречались. Давайте полюбуемся пейзажами Батуми, который в наши дни вообще напоминает какой-то ультрасовременный город нежели то, что я видел в 1990 году:

Батуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Батуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

После Тифлиса Чехов намеревался через Баку направиться через Каспийской море в Бухару, а затем уже в Персию. Однако из Баку ему приходится повернуть назад в центральную часть страны. Баку же - это вообще причудливая смесь сохранившейся старины и современных зданий. Причем, на мой взгляд, последний испортили облик города.

Баку. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Баку. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но уже во время этого своего первого визита на Кавказ, Чехов оказался поражен природой этих мест. Курорты же он наоборот невзлюбил почему-то. Хотя считается, что в 1896 году, находясь в Кисловодске, он придумал "Даму с собачкой". Кисловодску же от Чехова вообще досталось больше всего. Он почему-то считал его пошлым курортом. Однако писатель провел здесь достаточно много времени, общался со своим другом еще по студенческим временам, который работал на местном курорте. И он совершенно точно исполнил мечту многих курортников - встретил рассвет на плато Бермамыт.

Плато Бермамыт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Плато Бермамыт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а в 1900 году Чехов путешествовал по маршруту, замысел которого возник у него еще во время первой поездки по Закавказью. Он проехал по Военно-Грузинской дороге из Владикавказа до Тифлиса, а уже оттуда поездом отправился в Батуми.

Владикавказ - Тбилиси - Батуми. Яндекс.Карты
Владикавказ - Тбилиси - Батуми. Яндекс.Карты

Ну а уже из Батуми морем в Ялту. Но Чехов в Крыму - это уже совсем-совсем другая история! Мы же давайте в очередной раз полюбуемся Военно-Грузинской дорогой.

Военно-Грузинская дорога.Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Военно-Грузинская дорога.Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

По дороге в Батуми нет гор такой высоты. Но и здесь места очень живописные!

Тбилиси-Батуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тбилиси-Батуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот знаменитый Сурамский перевал. На железной дороге здесь было построено несколько тоннелей. И в 1900 году Чехов ехал уже через них:

Сурамский перевал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Сурамский перевал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вроде бы в наши дни магистраль реконструировали, спрямили многие участки, добавили второй путь. И пустили по ней двухэтажный поезд-экспресс. Но время в пути по-прежнему напоминает время хорошего скорого поезда - 5 часов 12 минут. То есть средняя скорость около 70 км/ч. не "Сапсан", конечно, но в целом вполне! Хотя теоретически данное расстояние преодолеваемо швейцарским составом вообще за два часа. Но скоростной здесь пока только состав.

Ну а у нас впереди уже Крым. До встречи!