Компания Acer вышла на рынок электросамокатов ещё в 2021 году. Конечно же, известный компьютерной техникой вендор выпускает их не сам, а заказывает на контрактных производствах – как это, собственно, происходит практически с любой современной электроникой. Концепция очень простая: за счёт известного бренда выделиться среди множества noname-моделей, чтобы при прочих равных покупатель, доверяя марке, выбрал именно её. А в доступном ценовом сегменте это, как показывает практика, особенно важно.
Можно ли доверять самокатам Acer? Я протестировал одну из наиболее бюджетных моделей электросамокатов для взрослых: Acer ES Series 3 Plus, которая стоит порядка 30 тысяч рублей – то есть, доступна практически каждому.
Первое, на что обращаешь внимание: самокат лёгкий! Весит 13 килограмм, и в сложенном виде его без проблем можно носить одной рукой. Я даже один раз засовывал его под лямки рюкзака, чтобы нести на спине вместе с рюкзаком, и ничего не произошло ни с рюкзаком, ни со спиной. Вряд ли вы это будете делать в реальной жизни, но мне в какой-то момент нужно было сделать тест на максимальную дальность поездки и обратно возвращаться с севшим в ноль самокатом на кикшеринге, но про это чуть позже.
Так вот, лёгкость – это не только удобство при поездках с самокатом в общественном транспорте, но и удобство во время самой езды. Не секрет, что улицы российских городов далеки от пресловутой «безбарьерной среды», поэтому тебе приходится то спускаться в подземный переход, то подниматься на надземный, а также поднимать самокат на бордюры – занижения в районе пешеходных переходов, конечно, есть, но они часто сделаны не в один уровень с проезжей частью, а с заметной ступенькой высотой сантиметров 6-7 и выше: для велосипедистов не проблема, а самокат уже надо приподнимать. Так вот, когда ездишь в таких условиях на тяжеленных самокатах из кикшеринга, все эти упражнения здорово напрягают, в то время как на лёгком Acer этой проблемы нет.
Механизм складывания выглядит надёжно: штырь на рулевой колонке фиксируется планкой, а на той ещё дополнительный фиксатор на пружине. Чтобы сложить самокат, нужно приложить усилия и совершить несколько действий, то есть, самопроизвольно он не сложится – а у меня есть такой опыт и, как следствие, фобия с обычным, не электрическим самокатом. Хорошо, что на маленькой скорости.
Колёса пневматические с автомобильным ниппелем: по сравнению с цельнолитыми это добавляет мягкости хода и комфорта. И, кстати, порадовала передняя вилка – даже с моим 110-килограммовым (в одежде и с рюкзаком) весом она не зажимается в нижнее положение, как на некоторых моделях, а продолжает амортизировать неровности, руки на плиточке вы себе не отобьёте.
Очень логично и интуитивно реализованы газ и тормоз: никаких рычажком, нажимаемых одним пальцем, тут нет. Вместо этого для газа – «крутилка», как на мотоцикле, для тормоза – рукоятка, тоже мотоциклетно-велосипедного типа. При этом тормозят одновременно оба колеса: заднее схватывают колодки дискового тормоза, а на переднем тормоз электродинамический, то есть, оно при нажатии на тормоз пытается вращаться в обратную сторону. Рекуперативного торможения, конечно же, нет – она встречается только в дорогих продвинутых моделях электросамокатов.
Заявлена также водозащита класса IPX4. В переводе на русский язык – защита от брызг. То есть, по влажному асфальту проехать можно, а вот реку вброд преодолеть не получится.
Acer ES Series 003 довольно лихо разгоняется (350 Вт плюс относительно небольшие 8,5-дюймовые колёса – отличное сочетание) и поддерживает максимальную скорость 25 км/ч. Во время езды возникает ощущение, что можно и больше, но скорость ограничена контроллером из-за сертификации – чтобы самокат считался средством индивидуальной мобильности (СИМ), а не мопедом. Есть три скоростных режима «ECO» (максималка 6 км/ч), D (15 км/ч) и S (25 км/ч), они переключаются нажатием единственной кнопки на руле, в том числе в движении. Режимы пониженной скорости пригодятся для езды по оживлённым тротуарам, а также если вы захотите дать самокат ребёнку, хотя в инструкции написано, что этого делать не стоит.
Двойным нажатием кнопки включается передняя фара, которой вполне достаточно для езды по асфальту даже ночью, и задний габаритный фонарь. На дисплее отображается текущий режим, скорость и остаток заряда батареи (5 сегментов).
Производитель заявляет, что запас хода Acer ES Series 3 Plus составляет 40 километров. Вернее, «до 40 километров», потому что, очевидно, этот расчёт сделан для езды по прямой на постоянной скорости, причём не максимально возможной. На практике же езда на самокате по городу – это постоянные разгоны и торможения, а именно на разгоны тратится больше всего энергии. И чем тяжелее ездок и выше скорость – тем больше. Да и дороги – не идеально горизонтальные, а с уклоном, поэтому при езде в горку энергии тратится больше, а при езде с горки она не преобразуется обратно из накопленной потенциальной энергии.
Так вот. Дальность пробега я проверял поездкой из аэропорта. То есть, днём приехал в аэропорт на каршеринге, положив самокат в багажник, потом пристегнул его на велопарковке, ночью прилетел обратно и поехал домой по очень сложному маршруту – с ремонтами дорог, лежачими полицейскими, мостами и даже перетаскиванием самоката через отбойники. В итоге с учётом включённой фары я проехал 20 километров, прежде чем самокат полностью разрядился. Так что как минимум 20 км – это гарантированный минимальный пробег на Acer ES Series 3 Plus. В более лёгких условиях, например, если вы весите килограмм 60-70, можно будет рассчитывать в городе километров на 25-30.
Из этого вытекает модель использования такого самоката. Acer ES Series 003 – это не средство передвижения для магистральных поездок, а своего рода самокат-компаньон. Например, доехать на нём до метро, а потом от метро. Или доехать на нём до гаража, а потом из гаража. Или доехать от места парковки до нужной точки назначения. Например, с поездками в аэропорт сценарий на самом деле отличный: поскольку в аэропорту парковаться дорого, то доезжаешь на машине до ближайшей бесплатной парковки, а оттуда «последняя миля» (на самом деле это будет километров пять в каждую сторону) на самокате, и потом обратно. Если летать часто и ненадолго, то вполне себе решение.
Казалось бы, сервисы кикшеринга сегодня есть даже в небольших провинциальных городах, и, казалось бы, зачем тогда вообще покупать собственный электросамокат, если выйдешь на улицу – а их там десятки? Тут разница такая же, как перед собственным автомобилем и каршерингом. Каршеринг удобен, но имеет ограниченную зону покрытия – и, например, на дачу или в путешествие на нём либо вообще не поедешь, либо это будет стоить слишком дорого. А самокаты кикшеринга нужно оставлять в строго определённых местах, и не факт, что на обозначенной стоянке эти самокаты вообще будут. И, например, когда я в минувшие выходные поехал во Псков, то до ближайшего самоката от снятой квартиры пришлось идти более 20 минут пешком, а потом ещё на этом самокате еле тащиться из-за зон ограничения скорости. То есть я, конечно, не призываю гонять на все деньги в толпе пешеходов, но на широченной набережной, на всём протяжении которой я встретил от силы человека три (дело было вечером) хорошо было бы самостоятельно определять безопасную скорость.
Плюс экономика: иметь собственное транспортное средство всегда дешевле, чем его арендовать. Если ездить даже всего по полчаса в день, то собственный электросамокат окупится уже в первый сезон. Кикшеринг же выгоднее для эпизодических поездок: если на самокате вы ездите пару раз в месяц, то его действительно проще арендовать.
При покупке электросамокатов Acer до 25 сентября действует 10-процентная скидка по промокоду TD10.