Иван Большаков руководил советским кино с 1939 по 1953. Каждую субботу, ровно к 23.00, он должен был привозить в Кремль кинофильмы. Остаться смотреть их вместе со Сталиным и, при необходимости, комментировать. А необходимость была постоянной. Только после просмотра Вождем, становилось ясно выйдет фильм в народ или нет. Мнение Сталина было малопредсказуемо. К примеру, на худсовете Госкино "Сказание о земле сибирской", "Русский вопрос", "Далекая невеста" подверглись серьезной критике, а Сталину они понравились. Все наоборот получилось со "Светом над Россией" Сергея Юткевича. Худсовет принял кинофильм на отлично, а Сталин его разгромил. Пришлось переснимать.
Процедура доставки кинофильмов была отлажена филигранно. Если Большакова не было в здании министерства по Малому Гнездниковскому переулку, у телефона оставался дежурный чиновник. В тот раз "повезло" редактору Госкино Иосифу Маневичу. Он ждал звонка из Кремля. Телефон дает о себе знать только в 12 ночи.
- Это Поскребышев. Пригласите Большакова.
- Его нет.
- Разыщите!
Маневич звонит домой Большакову. Там нет. Звонит на дачу. Там нет. Легкая нервозность. Снова трезвонит "вертушка".
- Где Большаков? Нужны фильмы!
- Какие, товарищ Поскребышев?
- Он должен знать!... Разыщите!
Маневич звонит в Особый отдел министерства. Там одни киномеханики, которые вопросом не владеют. Он снова набирает номер дачи Большакова. Тишина. Градус нервозности повышается. В этот момент заходит начальница Особого отдела Голомеева. Но и она не знает какие фильмы везти Сталину.
Снова звонит "вертушка". На этот раз 1-ый отдел МГБ. Звучит сухая фраза:
- Вышла машина за картинами...
Маневича пробирает мелкая дрожь. Что же делать?!
И тут спасительный звонок от Большакова:
- Откройте стол. Найдите мою книжку... коричневую, сафьяновую. Там список, отправляйте по нему. Скажите, что меня не нашли. Не задерживайте.
Маневич идет в кабинет министра и видит в окно как во двор въезжают два черных "ЗИСа". Открывает стол. Заветная книжечка перед глазами. В ней список: "Русский вопрос", два зарубежных фильма и хроника.
В дверях - два полковника.
- Где картины?
Маневич звонит в Особый отдел и диктует список. В 00.45 два "ЗИСа" выскакивают из ворот М. Гнездниковского. До просмотра остается 15 минут.
Снова звонит "вертушка".
- Ну, что там?
- Отправил, товарищ Поскребышев.
- А где Большаков?
- На даче... Сейчас будет вам звонить.
- Начинаем без него. Пусть едет быстрей!
В министерство Большаков вернулся в 3 часа ночи. Улыбается, доволен. "Русский вопрос" одобрен!
Между прочим, такие совместные просмотры с Вождем делали министра Большакова тефлоновым. Как-то журнал "Крокодил" поместил на него карикатуру, высмеивая "малокартинье". Главный редактор получил выговор.
Примерно в тоже время газеты начали нападать на Большакова за слишком большие тиражи "Тарзанов". Редакторам центральных газет разъяснили их ошибку. Вот так. А как иначе? Так часто как со Сталиным общался Большаков, не общался ни один министр (нарком).
Дальнейшая судьба Ивана Большакова сложилась следующим образом. После кончины товарища Сталина, госкино влилось в Министерство культуры. Большаков стал 1-м замом министра. Затем переброшен во Внешторг, просто замом. В 1960 новое назначение - заместитель Председателя Госкомитета Совмина СССР по культурным связям с зарубежными странами. Ушел на пенсию в 1963, в возрасте 61 года. Скончался в марте 1980 года.
Кстати, Хрущев смотрел фильмы несколько иначе. Маневич оставил воспоминания и об этом. Хотите узнать? Тогда ставьте Лайки!
Статьи по теме:
И буду благодарен если вы поддержите мой Канал финансово:
4279 3806 0083 3059 Александр