Найти в Дзене

Агрошеринг и нейромодуль для подбора техники... Что аграриям ждать от маркетплейсов?

Маркетплейсы за последние два десятилетия прочно вошли и в повседневную жизнь, и в бизнес, трансформировав целый ряд рынков – от продуктового ритейла до недвижимости. Сегодня такие площадки приходят и в АПК. Причем, хороший маркетплейс – это не просто место покупки/продажи, это целая экосистема, которая упрощает для аграриев решение их задач. Канал «Культиватор» поговорил с представителями маркетплейса сельхозтехники «Верум Агро» Андреем Соколовым, генеральным директором ООО «ВЕРУМ-СОФТ», и Викторией Роговой, менеджером проектов, о динамичном развитии площадки, тенденциях рынка, а также о будущих интересных направлениях, в частности, агрошеринге и виртуальном помощнике подбора техники. - Чем маркетплейс в принципе отличается от онлайн-магазина или досок объявлений, в чем его плюсы? Андрей: - Онлайн-магазин - это все же больше про продажу своего товара, своего бренда. Мы же предлагаем площадку для продажи товаров поставщиков. От доски объявлений маркетплейс «Верум Агро» отличается более

Маркетплейсы за последние два десятилетия прочно вошли и в повседневную жизнь, и в бизнес, трансформировав целый ряд рынков – от продуктового ритейла до недвижимости. Сегодня такие площадки приходят и в АПК. Причем, хороший маркетплейс – это не просто место покупки/продажи, это целая экосистема, которая упрощает для аграриев решение их задач. Канал «Культиватор» поговорил с представителями маркетплейса сельхозтехники «Верум Агро» Андреем Соколовым, генеральным директором ООО «ВЕРУМ-СОФТ», и Викторией Роговой, менеджером проектов, о динамичном развитии площадки, тенденциях рынка, а также о будущих интересных направлениях, в частности, агрошеринге и виртуальном помощнике подбора техники.

- Чем маркетплейс в принципе отличается от онлайн-магазина или досок объявлений, в чем его плюсы?

Андрей:

- Онлайн-магазин - это все же больше про продажу своего товара, своего бренда. Мы же предлагаем площадку для продажи товаров поставщиков. От доски объявлений маркетплейс «Верум Агро» отличается более широким функционалом: есть лизинговый калькулятор, калькулятор доставки техники и возможность быстро оформить технику в лизинг. Также на доске объявлений зачастую указывается минимум информации о самом товаре, при этом она не настолько структурирована, как на маркетплейсе, где указаны размеры, категории, подкатегории и т.д. Мы строим современный маркетплейс, где стараемся представить покупателям актуальные цены, указываем точные сроки поставки, информацию о наличие техники в любом регионе РФ в режиме реального времени.

Виктория:

- Наша служба поддержки активно общается с поставщиками, и в случае изменений готова немедленно среагировать. У поставщиков удобный личный кабинет, в котором они могут в любой момент скорректировать и актуализировать информацию. У нас есть возможность модерации, но первоисточником информации является поставщик.

Каталог сельхозтехники
Каталог сельхозтехники

- Изначально вы запускали проект с Росагролизингом. В чем преимущество покупки через маркетплейс по сравнению с приобретением техники через площадку Росагролизинга?

Андрей:

-Росагролизинг стал нашим первым партнером, готовым предоставлять финансовые услуги нашим пользователям, у нас шире представлен ассортимент техники зарубежных производителей, в том числе бывшей в употреблении. Мы не заменяем Росагролизинг, а дополняем. Постоянно расширяем функционал маркетплейса, недавно запустили новый раздел запчастей. В ближайшее время появятся еще разделы, посвященные семенам, удобрениям и защите растений. За счет расширения функционала мы позволяем нашим пользователям найти все необходимое на одной площадке и даем представление о том, что на «Веруме» широкий ассортимент.

Лизинговый калькулятор внутри площадки
Лизинговый калькулятор внутри площадки

- Каков портрет вашего клиента и бизнес-модель взаимодействия с ним: B2В или В2С, мелкие фермеры или крупные хозяйства?

Виктория:

-Картина может быть разной в зависимости от месяца. В основном форма взаимодействия - B2В, так как физическим лицам лизинг через Росагролизинг мы не предоставляем. По отзывам, клиенты очень лояльно настроены по отношению к нашему сервису, потому что видят преимущества, удобства, им не надо совершать дополнительных действий, нет бумажной волокиты. В пару кликов можно переслать ссылку клиенту, он заполнит лизинговую заявку, и в итоге за пару дней они выйдут на подписание лизингового договора. Мы довольны нашей аудиторией.

- Если говорить о категориях техники, какие тенденции здесь прослеживаются? Эксперты нередко сейчас упоминают, что растет спрос на б/у сельхозтехнику.

Виктория:

- Нельзя сказать, что мы продаем больше бывшей в употреблении техники, такой тенденции нет. Есть интерес к Китаю и турецким производителям, которые тоже сейчас набирают обороты.

Наибольшей популярностью у покупателей пользуются следующие категории техники: тракторы - 17%, почвообрабатывающая техника - 15%, комбайны - 13%, автотранспорт - 9%, посевная и посадочная техника - 8%.

Есть похожая статистика именно по популярным категориям для размещения объявлений: почвообрабатывающая техника - 20%, тракторы - 12%, автотранспорт - 10%, погрузчики - 8%, посевная и посадочная техника - 7%.

- А какая картина по географии продаж?

Андрей:

- Больше 50% пользователей из Центрального федерального округа, Приволжья, Южного федерального округа. Возраст целевой аудитории – 25-44 лет. Мы считаем это преимуществом, так как именно в этом возрасте люди активны, платежеспособны и в основном принимают решения.

География пользователей Verum Agro
География пользователей Verum Agro

- В целом как вы можете оценить динамику покупательской способности?

Андрей:

- Покупательская способность напрямую зависит от ситуации, сложившейся на рынке сбыта конечной продукции. В частности, возьмем конец прошлого года и начало текущего. Цена на зерно находится на низком уровне и не позволяет фермерам продавать урожай. У них, как правило, затоварены склады. А если они не смогут продать урожай, у них не будет свободных средств на приобретение техники, обновление парка. В связи с этим наблюдаем определенный спад покупательской способности. С другой стороны, это нивелируется предложениями с азиатских рынков, которые предлагают дешевую технику, что приводит к росту объемов продаж. То есть даже если рынок просел из-за зернового вопроса, который стоит очень остро, за счет азиатских партнеров рынок показывает рост.

- Расскажите подробнее про восточное направление. Как складывается работа с азиатскими брендами, ощутима ли разница по сравнению с привычными уже европейскими механиками?

Андрей:

- Европейский рынок существует у нас давно, поэтому было время его настроить, он клиентоориентированный, к этому все привыкли. Азиатский рынок пришел недавно, и нужно время, чтобы он подстроился и тоже стал клиекнтоориентированным для конечного пользователя. Есть, конечно, шероховатости, но это молодой рынок, и у него есть все шансы занять свою нишу.

Каталог тракторов
Каталог тракторов

Китайская техника рассчитана на меньший объем обработки площадей, она не такая высокопроизводительная, как европейская. Но в целом потребности она закрывает. Все-таки основные игроки европейских брендов ушли. И даже если они оставили какую-то часть производства, по ценовой категории это далеко не азиатские производители. Кто-то переходит на азиатскую технику, кто-то пытается остаться на той европейской, которая была закуплена ранее. Но ведь европейскую технику надо еще и содержать, очень остро стоит вопрос запчастей и обслуживания.

Раздел запчастей
Раздел запчастей

- Да, касательно запчастей, очень актуальная тема для наших аграриев. Как вы работаете в этом направлении?

Виктория:

- Мы решили заниматься и запчастями в том числе. Безусловно, есть конкуренция, но мы рискнули и попробовали, увидели, что люди этим интересуются. Достаточное количество поставщиков, которые у нас продают технику, готовы продавать и запчасти, и таким образом получают дополнительный канал продаж. Поскольку у них есть опыт взаимодействия с «Верум», они продают не только оригиналы, но и аналоги. В случае, если клиент понимает, что что-то сломалось, но не понимает, что именно, у него есть возможность воспользоваться сервисом запроса запчастей. То есть он может с помощью специальной формы описать свою проблему, приложить фотографии, дополнительную информацию. Тогда все поставщики, согласившиеся с получением наших рассылок, получают запрос, что у заказчика есть потребность в ремонте, и они видят в этом возможность дополнительных продаж.

- Получается такой элемент консалтинга?

- Да, но при этом нет необходимости висеть на телефоне, переписываться в дополнительных мессенджерах, все общение в рамках одного окна. То есть можно описать проблему и получить помощь.

- Все-таки, наверное, приходится преодолевать скепсис по отношению к цифровым решениям? Как преодолеваются сложности развития?

Андрей:

- Наша онлайн-площадка в агросфере развивается так же стремительно, как и вся сфера онлайн-продаж. Мы наблюдаем выход на рынок все большего количества онлайн-площадок, что в условиях конкуренции заставляет быстро развивать эту отрасль. Трудности больше связаны с нестабильной ситуацией на мировых рынках, волатильностью курса, сложностью логистики и в связи с этим - сложности продаж. Но мы умеем быстро подстраиваться - если нет одной техники, можем взамен предложить другую, и это решает многие проблемы.

В то же время мы постоянно развиваем нашу платформу, дополняя ее новыми сервисами. Один из них должен появиться в ближайшее время - это подбор техники. Пользователи смогут с помощью нейромодуля подобрать максимально подходящий вариант.

Новые направления
Новые направления

- По каким параметрам?

-Например, пользователь выбирает площадь, которую будет обрабатывать, указывает, какая агрооперация ему нужна, и ему в соответствии с этими параметрами подбирается техника. Под нее, в зависимости от мощности трактора, подбираются прицепные устройства. Или наоборот - он выбрал прицепное устройство, соответственно в зависимости от прицепного устройства подбирается техника.

- Часто случается расхождение заявленной и фактической мощности у тракторов, или сеялка не выдерживает глубину сева при определенной скорости.

- У каждой техники есть средняя цифра показателей, на которых ей комфортно работать. И мы в своем сервисе будем предлагать именно эти комфортные параметры, а не работу на пределе характеристик.

Виктория:

- Помимо того, что модуль настраиваемый, он еще и обучаемый. Чем больше люди будут пользоваться сервисом, тем он будет становиться «умнее». Сможет подстраиваться на запросы, отзывы, популярность, характеристики. Мы планируем запустить его через 3-4 месяца.

- Каким вы видите в горизонте 5 лет развитие - как свое, так и отрасли в целом?

Андрей:

- Один из перспективных сервисов, который у нас скоро появится, - это агрошеринг, за которым мы видим будущее.

Виктория:

- Мы стараемся выстроить систему, которая будет состоять из нескольких сервисов: это маркетплейс, логистическая платформа, которая тоже набирает обороты и пользуется популярностью, и наша новинка -шеринг. Полагаем, что она тоже станет популярной. Сейчас есть некоторые ограничения по покупкам техники или дорогостоящему ремонту, поэтому хорошее альтернативное решение - возможность взять технику в аренду в нужное время, с учетом календарного плана и сезонных потребностей. Все очень просто: онлайн выбираешь технику, тебе ее привозят, и специально обученный человек делает работу. Важное условие - техника будет сдаваться в аренду вместе с механизатором, как самоходная, так и прицепные орудия. Не исключено, что в будущем фермерам будет выгоднее отказаться от своей сельхозтехники и использовать шеринг на постоянной основе.

- Откуда пришла такая идея?

Идея создать платформу для шерринга может помочь оптимизировать затраты и сделать технику доступной для широкого круга пользователей. Актуальность идеи лежит на поверхности, но мы одни из первых, кто ее подхватил. Мы сейчас активно работаем над развитием проекта и видим большие перспективы этого направления.

- Андрей, Виктория, спасибо вам за беседу! Будем ждать релиза новых сервисов на маркетплейсе, чтобы рассказать о них нашим читателям.