Что такое мотивация?
Мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности.
«Жизнь задыхается без цели» © Ф. Достоевский
Немотивированный человек, который ни к чему не стремится, мало чего может достигнуть в жизни. И, наоборот, если поставлена цель, можно достичь высоких результатов.
Мотивация — побуждение к действию, бывает внутренним и внешним. Внутренняя мотивация — это когда желание действовать в конкретной ситуации идет изнутри, лучше всего характеризуется словом «хочу», потребностью к достижению конкретной цели. Например: хочу хорошо учиться или хочу быть успешным человеком и для этого получаю знания. При внешней мотивации побуждение к деятельности происходит извне.
Меняется ли мотивация с возрастом?
Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая, т.к. они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые.
Произвольность — навык удерживать внимание на том, что не кажется слишком интересным. Он развивается только к 7-ми годам. В этом возрасте ребёнок может фокусироваться на предмете, который его не увлекает, примерно 30–40 минут. При этом он заметно устаёт, так как пока не умеет преодолевать трудности усилием воли.
В младшей школе - важные навыки:
- умение фокусировать и удерживать внимание
- понимание, что символ может обозначать что-то: буква - звук, цифра - количество, сочетание букв - слова и предметы, и т.д.
- умение рассказывать и пересказывать истории, понимание временных и сюжетных цепочек
- умение запоминать и воспроизводить факты и информацию
Для развития этих навыков самые лучшие инструменты - это игры и сказки.
В средней и старшей школе - важные навыки:
- умение работать с текстом: вычленить суть из большого объёма, резюмировать
- умение видеть структуру, сходство информационных блоков
- умение соотносить вопрос с ответом - отвечать именно на тот вопрос, который задан, а не просто пересказывать нечто, имеющее отношение к теме
- умение рассуждать логически, делать выводы и умозаключения от общего к частному и обратно, навыки критического мышления
- умение дать определение и пояснение
Как объяснить ребёнку – зачем учиться?
Дети дошкольного возраста (3-6 лет)
Ребенок только начинает знакомиться с учебой, основная задача родителей —создание интереса к учебе. Для этого можно использовать игры, развивающие задания и книжки с яркими иллюстрациями. Важно поощрять ребенка за каждый успех, даже если это маленький шаг на пути к знаниям.
Младшие школьники (7-10 лет)
Ребенок уже знаком с учебным процессом, но ему может не хватать мотивации. Родители могут помочь, подбирая интересные книги, фильмы и игры, связанные с темами, которые изучает ребенок. Также можно показывать примеры успешных людей, которые достигли высоких результатов благодаря учебе.
Ученикам начальных классов лучше транслировать, что образование — семейная ценность: ты ходишь в школу, потому что родители считают это важным.
Лучший источник мотивации — увлечённый родитель.
Старшие школьники (11-16 лет)
Для подростков семейные ценности уже значат меньше, поэтому действеннее обращать внимание на его личные идеалы.
В этом возрасте мотивация к учебе может снижаться из-за различных факторов: социальное окружение, сложности в учебе и т.д. Родители могут помочь, поддерживая ребенка и помогая ему преодолевать трудности. Важно также показывать ребенку, как учеба может быть полезна в будущем.
Из-за чего у ребёнка может снизиться или пропасть мотивация учиться?
Есть несколько основных причин:
⚡️Зачем мне это знать? Мне никогда не пригодится этот предмет. Важно привести конкретные примеры ситуаций, в которых получаемые знания имеют свое значение. Только тогда, когда ребенок получит для себя адекватный ответ на вопрос «Зачем?», он сможет повысить внутреннюю мотивацию для достижения хороших результатов в обучении.
⚡️Нет жизненной необходимости в обучении. Ребёнок чувствует, что родители помогут абсолютно во всём, тогда снижается внутренняя мотивация. А при активном родительском контроле ребёнок начинает ощущать, что учёба — дело родителей, а не его забота.
⚡️Ребёнок не получает обратной связи. Для детей особенно важно, чтобы их усилия замечали и признавали. Не обязательно хвалить за достижения, можно просто радоваться и удивляться, иначе снижается внешняя мотивация.
⚡️Ребёнок слишком переживает из-за неудач. Часто это происходит из-за недостижимых задач. В таком случае стоит организовать обучение по силам: успехи начнут вдохновлять.
⚡️Постоянные сравнения. «У тебя у одного из класса двойка» или «А сын моей коллеги учится лучше» — не лучший способ замотивировать к обучению. В большинстве случаев, дети воспринимают данные высказывания как унизительные; и снижают желание учиться. Или, напротив, взращивают в ребенке — достигатора.
Лень, отсутствие интереса, снижение мотивации
Лень – это недостаток трудолюбия у человека, предпочтение отдыха. Ленью называют многие состояния, от безделия до реальной физической и ментальной усталости. Бытовое название сниженной мотивации.
Лень — это одна из форм сопротивления психике, в связи с какими-то обстоятельствами.
Порой проще назвать ребёнка «ленивым», чем разбираться, что происходит с ним на самом деле. Но это опасное слово — оно оценивает и осуждает. Ребёнку кажется, что он приносит разочарование, его считают «плохим».
Лучше уж говорить: «Я огорчаюсь, что ты до сих пор это не сделал».
Оптимальный вариант — попробовать разобраться вместе с ребёнком, почему же ему так не хочется учиться. Можно привлечь специалистов: врачей, учителей и психологов.
Ребёнок начинает учиться новому, быстро бросает.
Ребенку кажется, что он возьмёт в руки гитару и сразу начнёт играть. Но на деле оказывается, что научиться — большой труд. И ребёнок теряет интерес.
Важно обсуждать данное яаление. Почему стало неинтересно? Тогда будет легче понять, что именно сложно, в чём нужна помощь.
Возможно, учебный материал подаётся странно и без учёта детской специфики. А может занятие просто не подходит темпераменту ребенка. Бывает и так, что теряется контакт с педагогом: предмет нравится, а педагог — нет. Или не складываются отношения с классом.
Разговаривайте с ребёнком: делитесь тем, что увлекает вас, и ловите то, что нравится ему. Впечатляйтесь, удивляйтесь, доверяйте ребёнку и благодарите его. Создавайте поле, где ребенок будет чувствовать себя нужным и важным.
Источники:
- Божович Л. И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
- Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.
- Шляхов Е. Как объяснить ребенку зачем ему ему учиться?