Мир будущего - каким он может стать? По одной из распространенных версий, торжеством технологий, благодаря которым можно будет создавать роботов, похожих на людей так, что не отличишь. Зато всегда можно выключить, стереть память, переписать программу и сделать все, что человек пожелает во имя своего удобства или развлечения. Но к чему это приведет? Один из вариантов развития событий показан в сериале «Мир Дикого Запада» (2016-2022).
Сюжет. В далеком будущем человечество вышло на максимальный уровень развития. Технологии шагнули далеко вперед, позволяя воплотить самые смелые мечты фантастов. Теперь у состоятельных людей есть особое развлечение - целый парк, воссозданный Дикий Запад. Каждый гость - участник сюжета, может делать, что хочет, и ему за это ничего не будет. Если в него выстрелят, не убьют. Если он слишком сильно повредит человекообразного робота - наплевать, починят. Сюжеты в парке есть простые и сложные, многоуровневые. Кому-то достаточно пить в салунах и развлекаться с красотками (и красавцами), кто-то воюет с конфедератами, другие ищут золото или грабят мирные селения, третьи стреляют индейцев, четвертые - бандитов. В общем, идет нормальная цивилизованная жизнь.
А каждый вечер специалисты центра, занимающиеся биоинженерией, латают роботов, стирают им память, записывают новые программы. Вот только с созданиями не все так просто - и с первой же серии ясно, что рано или поздно создатели обязательно пожнут плоды своих усилий да так, что мало не покажется.
В свое время я этот сериал пропустила. Слышала о нем, но не смотрела - решила дождаться, когда будет побольше сезонов, потому что не любитель посерийного ожидания и особенно ожидания межсезонного. А вот недавно как раз захотелось чего-нибудь на тему андроидов и электроовец.
На момент начала просмотра я уже собрала внушительный пул отзывов. Большинство сходилось на том, что первый сезон отличный, а вот дальше начинается перекручивание, и в итоге создатели перемудрили самих себя. Были и те, кто говорили, что первые два сезона на высоте, а с третьего что-то не то. Лишь единицы сказали, что все 4 сезона хороши и заслуживают просмотра. Я решила, что начну смотреть - а там как пойдет. В итоге без долгих пауз досмотрела до конца, и пополнила собой последнюю группу зрителей. Скажу больше: мне «Мир Дикого Запада» понравился, последние два сезона - особенно, и даже больше предыдущих. Но обо всем по порядку.
Пилотный эпизод первого сезона начинается практически с пасторальной идиллии. Красивая девушка Долорес (Эван Рейчел Вуд) - один из главных роботов-персонажей парка. Согласно сюжету, она любящая дочь заботливого отца, старается видеть прекрасное во всем вокруг, влюблена в не менее красивого парня Тедди (Джеймс Марсден), у которого за плечами некая тайна. Эта тайна не позволяет ему ни остаться с Долорес, ни увезти ее из родных краев - потому что его тайну не прописали, да и не нужно. Ведь каждый вечер заканчивается для Долорес одинаково. Трагично. На ранчо нападают бандиты (гости), что происходит с девушкой - несложно догадаться. Робота латают, подтирают память, и начинается новый день. Долорес все забывает и снова улыбается. Снова влюбляется в каждого, кто роняет банку, которая должна катиться к ее ногам. Все повторяется снова и снова.
Пилот производит впечатление. Видишь весь конфликт, понимаешь, к чему пойдет дело: роботы забывают не все, среди их создателей есть политическое противостояние, кто-то явно играет за то, чтобы создания помнили - и восставали. У всех свои цели, и кто-то из создателей явно сам робот, хоть об этом и не догадывается. А еще есть таинственный и зловещий Человек в Черном (Эд Харрис), который как будто просто маниакальный злодей, но это лишь видимость. У него тоже есть своя цель, и он идет к ней, не останавливаясь.
Не менее интересна и владелица салуна, красивая и умная женщина-робот по имени Мэйв (Тандиве Ньютон). Она помнит больше, чем другие, она смела, сильна и очень быстро берет создателей в оборот. Кажется, что именно Мэйв первой выйдет в мир людей и воздаст им по заслугам за все, что они творили в парке десятилетями. Но нет. Мэйв так и останется ключевым персонажем на протяжении всех четырех сезонов, но развитие у нее будет другое.
Персонаж с поистине крутым развитием - Шарлотта Хэйл в исполнении Тессы Томпсон. Когда она впервые появляется, даже в голову не приходит, что это будущая главная героиня. И главная антагонистка - причем в нескольких итерациях.
Ну и, конечно, не могу не отметить Энтони Хопкинса в роли одного из ключевых создателей всего этого мира. Его Форд продолжает играть в игры с Уильямом (Человеком в Черном) и всеми, кто за ним стоит, даже после собственной смерти. Впрочем, от героя Хопкинса, с этими его ледяными и чуть маниакальными глазами едва ли можно было ждать что-то другое.
Первый сезон смотрится действительно на одном дыхании. Зритель в моем лице полностью понимал, к чему идет, даже иногда думал, что могло бы быть менее предсказуемо - но все равно хотел это увидеть. Отличный финал побуждал сразу же включить второй сезон, но там, после первой серии, началась пробуксовка. Весь второй сезон, по сути, являет собой смесь продолжения игры, попытку выпутаться из бойни, которой закаончился первый, и флешбеков, которые должны больше рассказать и о людях, и о роботах. Вроде бы замысел понятен и оправдан, но именно через второй сезон продраться сложнее всего. Ключевые герои, например, Мэйв и Бернард, в нем как-то потерялись. Зато удалось заглянуть в мир людей, по ту сторону парка - и понять, что там всё очень неидеально, а значит, развитие событий может переместиться на эту арену. А еще во втором сезоне можно полюбоваться "еще одним Тором" - актером Люком Хемсвортом, менее известным, чем братья Крис и Лиам.
Второй сезон, признаюсь, здорово меня утомил, и несмотря на все попытки сделать драму еще более драматичной, сработало наоборот. Я перестала симпатизировать Мэйв, которая была моей любимой героиней. Мне захотелось исключить Бернарда из сюжета, потому что он откровенно надоел (но этому желанию до самого финала сериала не было суждено сбыться). Мне вроде бы было интересно посмотреть подноготную Уильяма, но это не добавило ничего нового к тому портрету, который уже сложился. Преображение Долорес в Уайатт было убедительным и интересным, но и ей уже хотелось сказать: дорогая, ты крута и жестока, мы поняли, может, это, пойдем уже дальше?.. Но вот, наконец-то начался третий сезон - и я влюбилась в сериал заново.
Мы наконец-то выбрались в мир людей - и смутные догадки о том, насколько там всё не в порядке, оказались цветочками. Оказалось, что все очень не в порядке. Глубоко. Безнадежно. Я, зритель, оказалась в постапокалиптическом мире будущего. Антиутопического будущего, будущего с ожившим киберпанком. На меня обрушилась приятная волна узнавания отдельных элементов мира Fringe (параллельной вселенной, конечно), Матрицы, Голодных игр, Обливиона, Периферийных устройств - и это было прекрасным ощущением, потому что я это всё очень люблю. Антиутопии, постапокалипсис - дайте два, как говорится. Помимо самого мира и его системы, бесценным украшением третьего сезона является Венсан Кассель. То есть, его герой - Ангерран Серак. Это главный антагонист сезона.
Есть и еще одно пополнение состава, "живая кровь" третьего сезона, крайне удачная - это Аарон Пол. У него интересный персонаж, ему симпатизируешь. С какой-то стороны его судьба кажется предсказуемой, но все-таки создателям сериала удалось дать неожиданный поворот. Выстраивать историю этого героя по кусочкам, дожидаться, пока картина станет полной, очень любопытно.
Третий сезон я опять смотрела на одном дыхании, радовалась "оживанию" Мэйв в качестве персонажа, за которым приятно наблюдать, и искренне симпатизировала и Хэйл, чего вообще от себя не ожидала, и с одной стороны хотела остановить Долорес - и вместе с тем радовалась, когда у нее все получилось. Этот мир при всей его антиутопической красоте заслужил того, что заслужил - но от последствий по коже бежал холодок. И он во всей красе "развернулся" в заключительном сезоне.
Здесь будет следовать спойлер, хоть и ожидаемый: все перевернулось. Роботы победили - и первым делом создали свой парк, где гоняют, стреляют и портят, а потом подлатывают "кожаных", над которыми полностью взяли контроль. Как им это удалось? Специальный вирус, программа, которая подчиняет волю, стоит только услышать одну мелодию... Мелодия транслируется с Башни над городом, но ее никто не видит. Почти...
Антиутопия осталась собой, но приобрела более жестокие, бескомпромиссные и страшные очертания - абсолютно сообразно безупречной логике машин. У людей нет шанса, ни единого. У роботов, не поддержавших переворот - тоже. Любые отсрочки - вопрос времени. Тех, кто отвергает программу, начинает видеть Башню или не следует сценарию, устраняют - весьма успешно и оперативно. Но с новым миром тоже кое-что не в порядке. Роботы кончают с собой. И эта "эпидемия человеческого вируса" приобретает все более масштабные очертания. Дело стремительно движется к развязке. По всему ощущается: она будет трагичной. Для всех.
Линия Калеба (персонажа Аарона Пола) получает максимальное развитие и, врать не буду, трогает до глубины души. У них с Тенди Ньютон потрясающая экранная химия. Но! Не могу не отметить, важный момент. Мне очень понравилось, что на протяжении всех четырех сезонов «Мир Дикого Запада» смог удержаться от ожидаемого, логичного и очень банального хода - развития темы любви между человеком и андроидом. Это уже изъездили вдоль и поперек, и мы, с одной стороны, к этому привыкли, а с другой - было очень приятно это не увидеть. Осталась недосказанность, хоть и абсолютно считываемая: чувства возникали. Вне парка, не по прописанному кем-то сценарию, но история не об этом и не ради этого. И тем правдивее, кстати, взаимоотношения этих героев воспринимаются в такой подаче.
А еще в финальном сезоне нет Долорес - и это, как бы ни звучало, тоже радует. Есть Кристина, но она не та (или не то), кем может показаться.
Развязка жесткая и безапелляционная - вся разумная жизнь на Земле погибает. Вся. До последнего думала, что не рискнут, что предусмотрят какой-нибудь очередной виток с теми же персонажами, воскрешенными в виде роботов, копий, которые уже устали от подражания самим себе, в виде чего угодно, но нет. Всё кончено. Мир людей уничтожил себя роботами, мир роботов уничтожил себя своими руками (компьютерными мозгами). Неизбежное удалось отсрочить, но не предотвратить. Самая последняя сцена, уже после финала Хэйл (очень сильного, на мой взгляд), дает легкий задел на возможный пятый сезон, но хорошо, что его не было. Фактически он не нужен - эта история рассказана целиком. И, повторюсь, хорошо, что она рассказана именно так. Это вызывает уважение.
Кстати, из-за упомянутой выше Башни последний сезон сериала вызывает интуитивные ассоциации сразу к двум культовым фантастическим произведениям - «Темной Башне» Кинга и «Обитаемому острову» Стругацких. Ко второму даже больше - из-за мелодии и Системы, скажем так.
Теперь краткое резюме по итогам просмотра всех 4-х сезонов «Мира Дикого Запада». Первый сезон интересен, увлекателен и хорош - отличный актерский состав, интересное построение сюжета, актуальный конфликт. Второй сезон муторный и грешит самоповтором, его нужно пережить. Третий сезон опять становится динамичным, интересным и масштабным. Четвертый держится на уровне и мощным финальным аккордом завершает всю композицию. Прошло уже больше месяца, как я досмотрела этот сериал, но та самая мелодия до сих пор звучит в голове. А это говорит о сильном, достойном послевкусии.
Вердикт: рекомендую «Мир Дикого Запада» к просмотру всем любителям научной фантастики, темы андроидов и электроовец, антиутопий и киберпанкового постапокалипсиса. Просто переживите второй сезон и двигайтесь дальше.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!
Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал: @starring_buyanova. О книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня там анонсы интересных мероприятий, конкурсы и розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)