Матенадаран - самый загадочный и интересный музей Еревана

3,5K прочитали

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.

Обязательно познакомьтесь с моим авторским маршрутом по Еревану и необычным заведением, которое называется Библиотека Мирзояна. И да, это не библиотека!

Ну а сегодня я расскажу про МАТЕНАДАРАН, который обязательно рекомендую посетить всем гостям столицы Армении.

С армянского языка слово "матенадаран" переводится как хранилище рукописей.

Матенадаран в Ереване
Матенадаран в Ереване

Матенадаран является уникальным местом, где хранятся, исследуются и реставрируются древние манускрипты на разных языках мира: арабские, персидские, греческие, сирийские, латинские, эфиопские, грузинские, еврейские и другие. Помимо научно-исследовательского центра здесь находится музей, открытый для посещения широкой публике.

Я у дверей Матенадарана
Я у дверей Матенадарана

Здание было построено в 1959 году. А в 1997 году Матенадаран был занесен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Дорога к Матенадарану
Дорога к Матенадарану

В музее Матенадарана есть как постоянные экспозиции, так и временные выставки. В настоящий момент в Матенадаране собрано около 20 000 рукописей, которые представляют почти все области знаний в древней и средневековой Армении: историю, географию, грамматику, философию, право, медицину, математику, космологию, календароведение, эзотерику, переводную и национальную литературу, миниатюру, музыку, театр.

Среди экспонатов музея есть множество действительно интересных экземпляров. Вот некоторые из них.

1️⃣ Утешение при лихорадках, 12 век

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-5

2️⃣ История Александра Македонского 5 века, перевод с греческого, рукопись 17 века

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-6

3️⃣ Наименование городов индийских 12 века, рукопись 17 века

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-7

4️⃣ О вращении небесных сфер - самый знаменитый труд Коперника, точное воспроизведение оригинальной рукописи 15 века, подарок Польши музею Матенадаран

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-8

5️⃣ Свиток «Книга Эсфирь» на иврите, пергамент в серебряном окладе

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-9

6️⃣ Сборник библейских текстов на амхарском языке (Эфиопия)

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-10

7️⃣ Авиценна (ибн Сина) - Книга спасения, 11 век

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-11

8️⃣ Евангелие на армянском языке, 17 век

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-12

9️⃣ О целебных свойствах драгоценных камней, Киликия, 13 век

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-13

1️⃣0️⃣ Наставление о плавке золота, 16 век

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-14

Есть ещё в этом музее два манускрипта, скрытые от глаз обывателя. Они находятся в одном из небольших залов на втором этаже, с двух сторон, в нишах, к которым ведут узкие неприметные коридоры.

Несмотря на таблички с указателями, все, кто был в зале во время моего посещения музея - проходили мимо, не интересуясь ими 🤷🏼‍♀️

А между тем здесь хранятся самые настоящие реликвии! Рукописные Евангелие в серебряных окладах, которым приписывают чудодейственные свойства, ради которых многие люди в своё время совершали дальние паломничества!

Одно из них - Шуришканское Евангелие - даже ежегодно через неделю после Пасхи выносят из музея и доставляют в Церковь Святого Геворга, где при участии паломников проводится служба. 

Музейная табличка гласит:

"Шуришканское Евангелие" - одно из армянских чудотворных евангелий, которым на протяжении веков приписывались искупительные и защитные качества. Чтобы поклониться им, люди часто совершали дальние паломничества.

Шуришканское Евангелие
Шуришканское Евангелие

Вторая книга - Чарсанджакское Евангелие - создана в Иеруслиме в 1471 году. Увы, писец, художник и заказчик рукописи неизвестны.

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-16

На первом этаже Матенадарана любой желающий может приобрести "Царский эликсир", изготовленный по уникальным рецептам армянской средневековой медицины, заимствованных из древнеармянских рукописей врачом-фитотерапевтом, старшим научным сотрудником Матенадарана, дьяконом Арменом Саакяном.

Эликсир изготовлен по старинным рецептам, хранившимся в средние века в строгой тайне. По этим рецептам изготовлялись эликсиры, предназначавшиеся для царских особ, с целью укрепить их физическое и психическое здоровье и продления их молодости.

В прошлом приготовление и хранение эликсира осуществлялось в монастырях, где над ним проводился священный обряд, с молитвами и песнопениями. Сейчас эликсир готовится в Матенадаране, дальнейший процесс хранения и выдержки производится в дубовых бочках и, в соответствии с древними традициями, их переносят в пещерный монастырь "Отшельник" в области Вайоц Дзор, где проводят церковные обряды, произносятся специальные молитвы.

Царский эликсир
Царский эликсир

Состав эликсира: дистиллят из плодов армянского боярышника, уникальная вытяжка из 54 горных лекарственных и пряно-ароматических растений, (в том числе зизифоры, головчатки, мелиссы, сухоцвета, отшельничьей травы, нарда ятаманского, мастики армянской, шафрана, душицы, касатика германского, аира, мирты, перца кубебы и т.д.), экстракт араратской кошенили, а также натуральный горный мед. Изготовление эликсира длится аж три года!

Эликсир повышает иммунитет, регулирует обмен веществ, тонизирует, улучшает самочувствие, работу сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и нервной систем, увеличивает жизненную силу, повышает сопротивляемость организма к стрессам, усталости и беспокойству. А по определению средневековых врачей "бодрит и веселит сердце".

Сбор и обработка редких растений армянского высокогорья (выше 2700 м над уровнем моря) проводится вручную в особом порядке, в определенные дни лунного месяца, что усиливает целебные свойства эликсира, придает ему неповторимый аромат и вкус.

Меня зовут Дина джан. В апреле 2023 года я спонтанно решила переехать жить в Ереван и с тех пор стараюсь исследовать здесь самые интересные и необычные места города и Армении в целом.-18

Режим работы и стоимость

Матенадаран открыт с 10 до 17 // Вторник - Суббота

Понедельник, Воскресенье - выходные дни.

Вход (на момент написания статьи) стоит 1500 AMD

По Yerevan Card - бесплатно

📍Адрес музея: Ереван, Месропа Маштоца 53

Подписывайтесь на мои соцсети:

Мой Telegram канал

Мой Instagram

Мой YouTube