Найти тему
Мурманский вестник

Духовная крепость. В церкви Кашкаранцев отметили престольный праздник

Оглавление
Фото Льва Федосеева
Фото Льва Федосеева

Кашкаранцы - уже не Заполярье. Село находится несколько южнее северного полярного круга. Знак, обозначающий его пересечение, находится сразу после Умбы.

В Кашкаранцах нет полярной ночи. Зимой солнце хоть и ненадолго, но все же появляется из-за горизонта. Однако климат здесь далеко не тропический, и Белое море порой напоминает, что это все-таки север.

Земля особая, святая...

Самую страшную ночь жители Кашкаранцев пережили 5 января 1888 года. Ледовое цунами. Среди ночи на мыс Кашкаранец стали надвигаться льды - многометровые гигантские торосы. Люди во тьме в панике выскочили на улицу.

Несколько жилых домов, амбары, стоящие у берега моря, бани, рыбацкие суденышки - все это огромные льдины подминали под себя.

Что делать? Срочно послали за священником в Варзугу. Тот спешно приехал, совершил крестный ход с иконой Тихвинской Божией Матери. И - льды остановились. Вот такая история.

А икона та и по сей день глубоко почитается жителями села, в честь нее названа и местная деревянная церковь.

Фото Льва Федосеева
Фото Льва Федосеева

Вообще, первое упоминание о Кашкаранцах относится к 1470 году. Поначалу эти места принадлежали новгородской боярыне Марфе Борецкой, а затем Соловецкому монастырю.

- Здесь земля особая, святая. В частности, в Кашкаранцах подвизались трое святых - преподобные Астерий, Авксентий и Тарасий Кашкаранские, - рассказал мне епископ Североморский и Умбский Тарасий. Беседа состоялась в престольный праздник церкви, который отмечают 9 июля. В тот день владыка проводил там архи- ерейское богослужение.

Астерий, его еще называют иногда Аксий, - монах-отшельник, живший в этих местах в начале XV века. В памяти остался как человек, спасший своими молитвами местных рыбаков от цинги. Сам умер, а люди, приходившие проститься с ним, исцелялись. Авксентий и Тарасий Кашкаранские почитаются как священники, имевшие силу над нечистыми духами.

Похоронены все трое были на том месте, где сейчас стоит церковь Тихвинской иконы Божией Матери, они находятся под спудом храма.

- Их деяния, чудотворения известны, это подвиг преподобнический, они прославлены в лике святых, значит, они угодили Богу. Ведь святой человек - это образец жизни для нас, - рассказал епископ Североморский и Умбский. - Терский берег - это во многом колыбель православия на Русском Севере. Три святых в одном селе. А в Умбе подвизался еще Иринарх Соловецкий, он почитается в лике преподобного. Иона Пялицкий - не очень известный святой. Здесь было несколько подворий монастырей. Вообще, здесь находится большой пласт духовной жизни, еще нами до конца не поднятый.

Фото Льва Федосеева
Фото Льва Федосеева

Из храма - клуб

Сама кашкаранская церковь в нынешнем виде была построена в конце XIX века. Интересна история самой иконы.

- Это наша святыня, свой образ Богоматери. Он несколько отличается от старинной иконы, которая находится в Тихвинском монастыре. Образ выполнен в полный рост и даже называется Кольским образом, является очень чтимым у нас, - рассказал епископ.

В 1932 году кашкаранские комсомольцы из рыболовецкого колхоза имени Сталина разгромили внутреннее убранство церкви и превратили ее в клуб, на месте алтаря соорудили сцену. Все иконы сожгли, кресты и церковное убранство уничтожили.

- Как непросто понять состояние того общества, это же делали крещеные, православные люди, - задается вопросом владыка Тарасий.

Фото Льва Федосеева
Фото Льва Федосеева

Что касается самой церкви, то, как нам удалось узнать, это здание все еще числится в местной администрации как сельский клуб. Сейчас идет процесс оформления документов о передаче здания епархии.

Но уже давно здесь идут службы. Не каждый день, правда, а по субботам, по большим православным праздникам, когда сюда приезжают священники из Варзуги.

А в престольный праздник, день Тихвинской иконы Божией Матери, на архиерейскую службу в сельскую церковь пришли как местные жители Кашкаранцев, так и паломники, приехавшие из Кандалакши, Никеля, Североморска и Мурманска. С каждым годом в села Кольского Беломорья их приезжает все больше и больше.

Фото Льва Федосеева
Фото Льва Федосеева

Текст: Сергей Юдков