Найти в Дзене
Дмитрий Март

Александр ДОМОГАРОВ: «Шестьдесят мне только в паспорте, а в душе — тридцатка!»

Оглавление

ЮБИЛЕЙНОЕ ИНТЕРВЬЮ! Народный артист России Александр ДОМОГАРОВ родился 12 июля 1963 года в Москве в семье актёра Юрия Домогарова (1915—1991), директора Центрального детского академического музыкального театра имени Наталии Сац.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Когда началась Великая Отечественная война, отец после второго курса ВГИКа ушёл на фронт в составе первой фронтовой бригады Театра Красной армии.

Мама, Наталья Петровна Домогарова (1928—2002), работала в универмаге. В 1984 году наш герой окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина и тут же попал в Малый театр СССР.

Потом Александр служил в Центральном академическом театре Советской армии и в других местах. А ещё у всенародно любимого артиста более 100 работ в кино и сериалах.

Открываются новые пространства

- Какие ощущения в связи с круглой датой?

- Шестьдесят мне только в паспорте, а в душе — тридцатка! Конечно, я понимаю, что от круглой даты никуда не денешься. Это все равно определенный этап, когда, как обычно говорят, нужно подводить какие-то итоги.

А делать это совершенно не хочется. Да и какие итоги в шестьдесят лет? Хочется верить, что ты еще в пути. Что еще немало предстоит пройти. Но в целом для меня шестьдесят — это лишь очередной возрастной рубеж.

И хотя уже вряд ли скажешь, что еще все впереди (а что-то уже давно позади), но и сейчас открываются новые пространства. Только нужно идти по другим дорогам, которые предназначены для людей твоего возраста.

Но это тоже конкретные цели. Когда я был молодым, то запросто мог совмещать три-четыре работы одновременно. Сейчас понимаю, что лучше делать что-то одно, но хорошо.

Взгляд с годами не изменился. Фото из архива "7 секретов"
Взгляд с годами не изменился. Фото из архива "7 секретов"

- Как решили отметить юбилей?

- Я начал задумываться о нем еще в начале года. Решил покорить очередную высоту - Кремль. 26 апреля там состоялся спектакль-концерт «Дороги Высоцкого», который мы придумали вместе с Никитой Владимировичем Высоцким.

Я все думал, что как здорово было бы победить такой огромный зал. Хотя с нашей стороны замахнуться на него было довольно-таки наглой затеей. Я же сугубо драматический артист, особо не пою.

А тут нужно было исполнить 18 песен из репертуара Владимира Семеновича. Нас встретили более пяти тысячи зрителей. И у каждого - свой Высоцкий.

Я рад, что удалось собрать полный зал. Для любого артиста Кремлевская площадка — вообще очень важная. Потому что по-настоящему знаковая. Никита читал стихи своего отца. Мне кажется, мы неплохо выступили. Да и готовились очень основательно.

Даже пригласили Большом симфонический оркестр, в котором 85 человек. Но нам хотелось сделать все мощно. Оркестровое звучание совсем иное, чем у группы или у отдельного музыканта.

Целый месяц мы плотно репетировали. Очень плотно. В итоге, я считаю, одержали настоящую творческую победу, которой я в свой юбилейный год очень горжусь.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

А в Театре армии специально к 12 июля поставили «Маскарад» по Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Получилась невероятно сложная с технической точки зрения постановка. Так что мой низкий поклон всем цехам.

Задействована была практически вся машинерия, включая сразу два сценических круга — и малый, и большой. Такой технической оснастки я не видел ни в одном московском театре. Да и музыка была записана оригинальная, причем тоже с симфоническим оркестром.

Но я считаю так: если делать, то по максимому. Спектакль, на мой взгляд, получился великолепным. Занято много артистов. Для меня это настоящий подарок к юбилею.

Осенью отчитается перед зрителями

- Обычно на юбилей устраивают творческую встречу с поклонниками...

- Этот традиционный отчет отложен на осень. Думаю, встретимся со зрителями в конце октября. Расскажу, что сделал, а также поделюсь планами на будущее. Но еще нужно найти площадку.

Конечно, творческую отчетную встречу можно было провести и сейчас, но это теоретически. Я же говорю, что сразу несколько работ выполнял только в молодости, а теперь все делаю постепенно.

Зато основательно. Так что встреча со зрителями будет очень серьезной. С песнями, стихами, ну и так далее. Люди в зале, уверен, останутся довольными.

Ещё и поёт.. Фото из архива "7 секретов"
Ещё и поёт.. Фото из архива "7 секретов"

- Вы давно поёте?

- Да какое это пение. Это не привычный всем вокал, а пение-рассказ. Стихи, положенные на музыку. Это пение не голосом, а в первую очередь сердцем. Трогательное, человеческое исполнение. Я четко отделяю себя от великих вокалистов мира. Оперных, эстрадных.

Есть даже такое понятие, как драматическое пение. Когда-то у нас проводились вечера под общим названием «Поют драматически артисты». Утесов, Бернес, Высоцкий в первую очередь были именно драматическими артистами.

При этом многие считают их певцами. Но это действительно какой-то другой вокал. Прежде всего невероятно задушевный, который хватает прямо за сердце. Драматические актеры совершенно иначе поют, чем обычные артисты.

С Андреем Кончаловским. Фото из архива "7 секретов"
С Андреем Кончаловским. Фото из архива "7 секретов"

Они выражают своим чувства, не особо заботясь о том, насколько правильно извлекают звуки. Поэтому я и говорю, что как драматический артист вовсе не пою.

У меня всегда были дикие сомнения по поводу моих вокальных данных. Правда, театр часто ломает актеру все представления о его собственной личности.

Много лет назад в Театре Моссовета я запел у Павла Хомского в мюзикле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». А что мне оставалось делать? Мы усиленно работали с педагогами по вокалу. Мне было очень тяжело. Страшно мучился.

Примечательно, что у нас получился не чистый мюзикл по-американски, а как раз музыкально-драматический спектакль. Он пользовался большим успехом. Зрители точно были довольны.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Стал перфекционистом

- Часто у юбиляров спрашивают, если бы вернуть время назад, что бы они изменили в своей жизни.

- Мне постоянно задают этот вопрос. Но ответ тут очевиден: в тридцать лет я поступал соответственно своему возрасту. Я не мог вести себя как шестидесятилетний. Тогда у меня еще не было современного жизненного опыта.

Конечно, если бы меня сегодняшнего, с нынешними мозгами, вернули на тридцать лет назад, я бы не совершил какие-то ошибки. Но, как говорится, если бы да кабы... От ошибок никто не застрахован. И мы их совершаем именно потому, что жизнь идет вперед, а не назад.

К сожалению, ничего нельзя повторить. Поэтому и в будущем снова будут ошибки. Это неизбежный процесс. Но в этом и заключается простое человеческое счастье.

- Вы счастливы?

- А почему бы и нет? Если в этом году мне снова удастся воплотить все творческие задумки, то я действительно буду счастлив. Хотя открою секрет: с годами все больше сомневаешься в своем актерском таланте. С возрастом я стал перфекционистом.

Смотрю на молодых актеров и вижу, как они работают. Причем с теми же ролями, которые я играл лет так тридцать тому назад. Они так же потеют, так же стараются! Я вспоминаю, как сам потел и старался.

Хотя когда ты молод, то берешь пьесу и говоришь себе: да тут все так просто. Уверен, что знаешь, как нужно играть. Так ошибочно говорят все молодые.

Я тоже так говорил. Сейчас, конечно, понимаю, насколько глупым был тогда. Но как избежать глупостей? Только набравшись опыта. Который приходит с годами. Получаешься, пока не постареешь, не поумнеешь...

Любит рыбалку. Фото из архива "7 секретов"
Любит рыбалку. Фото из архива "7 секретов"

Роли - это дети

- Вы сыграли немало ролей и в кино, и в театре. Какая из них для вас самая значимая?

- Они все важны для меня. Роли — это мои дети. Они все рождены мною. Я никогда не говорю, что какая-то моя роль плохая. Если она не удалась, то это только моя вина. Хотя при желании, конечно, всегда можно найти массу отговорок, чтобы свалить вину на кого-то другого.

А если я и вспоминаю о той или иной роли, то обычно потому, что она с кем-то связана. Благодаря ей я встретился с каким-то большим мастером и набрался от него опыта.

Скажем, «Глянец» - это не просто фильм, а работа с Андреем Сергеевичем Кончаловским, одним из лучших наших режиссеров, который работает на мировом уровне.

Встреча с ним для меня была знаковой. И таких фамилий я могу перечислить немало. В этом смысле я тоже невероятно счастливый человек.

В фильме "Глянец". Фото из архива "7 секретов"
В фильме "Глянец". Фото из архива "7 секретов"

Я ведь не только был знаком, но и тесно общался с людьми, которые вершили судьбы искусства как в России, так и за ее пределами на протяжении даже не лет, а десятилетий.

Обычно говорят, что выше этих людей только настоящие звезды. Причем я не только общался с ними на съемочной площадке, но и был вхож в их дом.

Представляете, что может чувствовать молодой актер, который приглашен в гости к всемирно известному мастеру. А я получал допуск. Один, другой, третий... И это вопрос не какого-то тщеславия. Ты начинаешь впитывать определенную культуру, конкретные знания.

Смотришь, как они живут, как смотрят на мир. Это что-то вроде пропуска в особый мир. Великие подарки судьбы, которые обычный человек, не относящийся к миру искусства, не получает.

С другой стороны, я говорю не о каких-то светских тусовках. Нет, постоянно шла огромная внутренняя работа. Я ведь должен был соответствовать. А значит, нужно было немало знать. Я проштудировал гигантское количество книжек.

Просто для того, чтобы, например, поддержать разговор с тем же Андреем Кончаловским. Так что я всю жизнь старался учиться. А теперь уже мои близкие то и дело спрашивают, ну почему я не набираю свой актерский курс.

Ролей мало не бывает. Фото из архива "7 секретов"
Ролей мало не бывает. Фото из архива "7 секретов"

Родители забывают о своих детях

- И почему же?

- Боюсь, что убью! Всех убью! (смеется). Я, конечно, шучу. Но чтобы быть наставником, нужно иметь колоссальное терпение. А у меня его явно не хватает. Вы не видели меня за кулисами.

Это настоящая война! Я готов разнести все в пух и прах. Но когда я смотрю на молодых актеров, то иногда кажется, что они не то, что материалом не владеют, но даже буквы не знают.

Где они учились? Вот почему они слышат от меня самые нелицеприятные вещи. Как тут сдержаться? Хотя наставником я не прочь стать, но только не с моих характером...

- Чего не хватает молодым актерам?

- Воспитания! Причем, что меня удивляет: сегодня у молодежи есть доступ ко всему. Можно получить любое количество полезной и нужной информации. В свое время мы могли только мечтать о таких гигантских возможностях.

Вот только с желанием явные проблемы. Хорошо, если есть родители, которые занимаются воспитанием. Я уверен, что только дома можно всему научиться - и правильно общаться, и правильно себя вести, и даже просто читать книжки.

Никакая школа не заставит это делать ребенка, если он не видит перед собой положительный пример дома. Поэтому я призываю родителей на забывать о своих детях. Они такие, какими вы их сами создали, - улыбнулся юбиляр.

- Поздравляем с круглой датой, желаем творческих успехов!

Читайте другие материалы автора:

Дмитрий ПЕВЦОВ: «Возраст это не вина и не заслуга...»

«Балет делает жизнь сказочной!» - говорит премьер Большого театра Николай ЦИСКАРИДЗЕ

«Актёрский дом» Аркадия Каца. Позади — уже 23-й театральный сезон

Аркадий Кац: «Рига подарила мне 25 счастливых лет!»

Почему режиссёр Аркадий Кац уехал из Риги

Аркадий Кац об актёрах, секрете долголетия и работе

Аркадий Кац: «О ностальгии думать некогда!»

"Очи чёрные" в исполнении Геннадия Абрамова из театра "Шалом"

За кулисами Театра Романа Виктюка

https://dzen.ru/suite/7bfd3c74-8720-4024-b11e-79b8e8742b67