В истории Пятигорска не было более значительного события, чем смерть Михаила Юрьевича Лермонтова 15 июля 1841 года.
Русский дворянин, офицер, великий поэт России умер на дуэли, произошедшей между 6 и 7 часами вечера 15 июля (по старому стилю) у подножия горы Машук при секундантах М. П. Глебове и А. И. Васильчикове, в присутствии А. А. Столыпина и С. В. Трубецкого. Пуля дуэльного Кухенройтера большого калибра вошла в правый бок и, разорвав внутренности поэту, вышла из груди, повредив левое плечо.
Он умирал, лёжа на холодной земле под проливным дождём. Кто‑то из секундантов из жалости укрыл его шинелью. Следственный протокол скупо доносит, что «на месте, где Лермонтов упал и лежал мёртвый, приметна кровь, из него истекшая».
«...Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу», — писал В. Г. Белинский. Мы и сегодня печалимся о ранней смерти поэта и не можем с ней примириться. Быть может, в этом кроется причина возникновения различных версий, загадок и тайн, связанных со многими сторонами его жизни и гибели.
В изобразительном творчестве художников Кавказских Минеральных Вод обращение к образу Лермонтова — свидетельство их духовной зрелости и внутреннего роста.
В экспозиции художественного отдела Государственного музея‑заповедника М. Ю. Лермонтова картина «Портрет М. Ю. Лермонтова» работы Христо Дмитриевича Поландова уже много лет обращает на себя внимание наших посетителей.
Представленная среди шедевров русской художественной классики, работ М. Врубеля, В. Серова, И. Репина, И. Билибина, Д. Замирайло, она привлекает своей искренностью, простотой и ясностью созданного образа, близкого и понятного зрителю. Фотография на фоне этой картины — для многих обязательный ритуал, материальное свидетельство приятного пребывания в музее.
Поэт изображён перед дуэлью, в полный рост, на склоне Машука
среди бессмертных героев его кавказских произведений — Мцыри, Беглеца, Демона. Удлинённый овал, высокий лоб, характерный для поэта задумчиво‑грустный взгляд, ещё один шаг — и поручик Михаил Лермонтов, презрев времена, обретёт бессмертие. Белая армейская фуражка ещё наполнена ягодами, тревожно алеет цветок репейника, предвестник неутолимой печали.
Лермонтов навсегда запечатлел Пятигорск в повести «Княжна Мери» — центральной части романа «Герой нашего времени». И город не забыл своего великого поэта. Именно здесь, на Пятигорье, сложились замечательные традиции. Это чествование памяти Лермонтова в день его безвременной кончины 27 июля и проведение праздника — Дня лермонтовской поэзии 15 октября.
29 произведений, входящих в серии «День памяти», «Лермонтовский Пятигорск», «День поэзии», «Музей», составляют основу графического фонда Ирины Владимировны Шаховской в собрании лермонтовского музея. Выполнены они в сложной технике офорта. «Впечатление», «Сад поэтов», «Эолова арфа», «Грот Дианы» — облик старого Пятигорска решается от обобщения, намёка, через изображение отдельных сооружений, улиц или архитектурных деталей: карнизов, капителей, колонн, парапетов и фонарей. К событиям творческой судьбы Лермонтова художница подходит с большим тактом и внутренним трепетом. Главное в каждом листе — живое присутствие поэта, тайна творчества, какая‑то провидческая связь с теми далекими мирами, где «звезда с звездою говорит».
Лермонтовский Кавказ, лермонтовское Пятигорье — основная тема творчества художника Глеба Филипповича Белова. В 1967 году Глеб Белов окончил Ленинградский художественный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Уже в студенческие годы представлял свои эстампы на масштабных выставках Поволжья и Юга России: «Большая Волга – 1964», «Художники Поволжья – 1965», принимал участие в выставках «Советский Юг» в 1967, 1969, 1974 годах.
Графические листы художника разыгрывались в I и II Всесоюзных художественных лотереях. В крае Белов был первым, кто не только сам плодотворно работал в техниках печатной графики, но и стал организатором здесь офортного дела. Им созданы такие офорты, как «Домик Лермонтова», «Дом Верзилина», «Грот Дианы», «Грот и Эолова арфа», «Лермонтовская галерея», серия пейзажей в линогравюре «Горы Кавказа». Сегодня цикл произведений, посвящённых памяти поэта, находится в собрании лермонтовского музея в Пятигорске, часть работ передана в Государственный Лермонтовский музей‑заповедник «Тарханы», в Государственный литературный музей.
Произведения Белова введены в постоянно действующую экспозицию «М. Ю. Лермонтов на Кавказе». Это заслуженная оценка творчества и общественное признание. Думает ли об этом художник, когда воплощает свой замысел? Наверное, нет. А надеется он на то, что зритель не пробежит по его творению равнодушным взглядом, задумается, что‑то вспомнит, улыбнётся или загрустит, остановленный красотой природы и преобразующей силой творчества.
Автор: Ольга Алексенко, журнал МИР МУЗЕЯ, декабрь, 2018 год.
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова
1.- Х. Д. Поландов. Портрет М. Ю. Лермонтова. 1986 – 1989.
2.- Фрагмент экспозиции художественного отдела Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #Лермонтов #музей_заповедникЛермонтова #настоящиеценностибудущего #знание