Здание по улице Большая Красная, известное по надписи «Миру - мир» - одна из визитных карточек Казани. В прошлом году легендарный дом отметил 70-летие. На его долгожданный ремонт власти республики выделили 20,7 миллиона рублей. Два дня назад рабочие демонтировали историческую лепнину с бокового фасада здания. Как теперь будет выглядеть «Миру - мир» - непонятно. Жильцы опасаются, что из-за этого дом может утратить статус ценного градоформирующего объекта.
Историческое здание с вывеской на крыше «Миру - мир» известно каждому казанцу. Помимо ностальгии по прошлой эпохе, строение несет архитектурную ценность как памятник сталинского неоклассицизма. Дом по-прежнему жилой, в нем три подъезда по пять этажей.
РЕМОНТ ЗАТЯНУЛСЯ
Капитальный ремонт дома по адресу Большая Красная, 29а, больше известного как «Миру - мир», идет с декабря 2022 года. Жильцы ждали его несколько лет: здание давно уже требует ремонта крыши и укрепления стен. На работы власти города выделили 20,7 миллиона рублей. Позже, в марте этого года, у здания чуть не произошел несчастный случай - с фасада на пешеходный тротуар выпал один из элементов карниза. К счастью, никто из прохожих не пострадал. После этого было проведено обследование: оказалось, что 182 декоративных бетонных элемента, расположенные на карнизном свесе, находятся в неудовлетворительном состоянии.
- Ремонт требовался давно, и хорошо, что он идет. Дом начал стареть, появились трещины, - делится управляющий домом Михаил Яковлев. - К качеству ремонта претензии нет, только он затянулся, работающих людей мало. До сих пор не закончена крыша, которую начали делать еще зимой, водостоки, утепление чердака. Начинают и не заканчивают. Там сложность возникла, что разрешения на установку лесов им не давали. Сейчас начали делать фасад: внешний и дворовой. Лепнину надо либо менять на более легкую, либо закреплять капитально, в июне опять кусок падал. Вес ее - 20 килограмм. Там все держится на гвоздике. Опасно. С торцов лепнина падала и рассыпалась, вряд ли ее восстановят, а вот с фасадов сохранят скорее всего - видел, как рабочие ее складывали. Восстановить можно и по образцу, сейчас ставят пластиковую лепнину из современных материалов, это нормально.
В доме и после предыдущего ремонта, со слов Яковлева, оставались недоделки. Например, жителям пришлось своими силами и средствами решать проблему затопляемости подвалов. Также не заменили 12-метровую канализационною трубу, дышащую на ладан. Жильцам периодически приходится обращаться в Водоканал или сторонние службы для ее прочистки, что стоит денег. Сейчас владельцы квартир в «Миру - мир» жалуются на плохую тягу вентиляции, идущей из засыпанного бомбоубежища через весь подъезд на крышу. По их словам, снизу и сверху она закрыта. В управляющей компании сказали, что решают эту проблему.
ЧТО БУДЕТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛЕПНИНОЙ?
Несколько дней назад рабочие демонтировали историческую лепнину с фасада дома. Оставят ли ее в итоге на главной стороне здания, пока неизвестно. В исполкоме города «ВК» сообщили, что вопрос еще не решен. По этому случаю администрация города в ближайшее время обратится в Министерство строительства РТ с вопросом о выделении на эти цели дополнительно 4,5 миллиона рублей.
Одна из жильцов дома - помощник раиса РТ Олеся Балтусова, курирующая вопросы сохранения исторического и культурного наследия Татарстана, в разговоре с «ВК» подчеркнула, что на данный момент в проекте ремонта, выполненного по заказу УК Вахитовского района, работ на замену лепного декора нет. Сейчас рабочие снимают аварийные элементы, которые периодически падают на прохожих и автомобили, во избежание ЧП. После выделения финансирования лепнину будут снимать и заменять на новые элементы, идентичные старым. Экспертное мнение реставраторов заключается в том, что замена тяжелых элементов на копии из современного легкого и долговечного материала возможна, сообщила Балтусова.
В Главном инвестиционно-строительном управлении РТ (ГИСУ РТ) подтвердили, что на данный момент заказа на реставрацию лепнины к ним не поступало. Как только он появится, поступят средства на выполнение работ, декоративные элементы воссоздадут из гипса. В ведомстве предположили, что сейчас лепнина находится у подрядчика, так как именно он, согласно проекту, должен ее почистить и установить на место. При этом подрядчик ООО «СК «Модуль» на наш запрос не ответил, как и УК Вахитовского района.
КТО Ж ЕГО ПОСАДИТ, ОН ЖЕ ПАМЯТНИК (ИЛИ НЕТ?)
Демонтаж лепнины сильно беспокоит жильцов дома, которые уверены, что изменение фасада поменяет статус дома. Здание «Миру - мир» построено в стиле сталинского неоклассицизма и официально является исторически ценным градоформирующим объектом.
- В документе, который подписывали собственники, была информация о ремонте фасада и крыши, - беспокоятся в группе дома. - Уничтожение лепнины, которой нет ни на одном доме в Казани, в подписанном документе не было. При ремонте оперного театра, университета, здания Академии наук РФ, химического факультета - везде сохранили лепнину. Причем вы можете увидеть, что на тех зданиях подкарнизная лепнина очень простая. Такой, как была у нашего дома, нигде нет. Теперь дом уже никогда не станет объектом культурного наследия и не будет иметь исторической ценности, - возмущаются жильцы.
В исполкоме пояснили, что данный дом не относится к памятникам культурного наследия. На градоформирующие объекты хоть и распространяются ограничительные меры (в частности, обязательное сохранение уличного фасада и объемно-пространственных характеристик), но не такие жесткие, как на памятники архитектуры или культурного наследия.
В мэрии также пояснили, что в любом случае капремонт не может быть основанием для изменения статуса объекта.
- Хотим мы или не хотим, внешние виды у зданий со временем меняются, и даже у памятников, несмотря на строгое отношение к ним, - пояснили нам в Управлении архитектуры и градостроительства. - Нужно стараться находить золотую середину. Совсем не трогать внешний вид нельзя - тогда здание придет в негодность. Сколько у нас пустующих объектов - кому это нужно? Лучше найти компромисс, чем вовсе потерять объект из-за негодности.
«РЕСТАВРАТОРЫ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ»
Архитектурная ценность здания определяется тремя уровнями: композицией (она обычно сохраняется при реставрации), деталировкой и характером деталей. Здание на Большой Красной имеет все три уровня архитектурной ценности, пояснил архитектор Марсель Искандаров.
По его мнению, лучше бы не трогать внешний вид здания и его детали, так как реставраторов, владеющих уровнем классического мастерства, сейчас практически нет.
- Всегда при реставрации зданий классического периода, и сталинского в том числе, мы спускаемся на уровень ниже. Можно утверждать, что простым людям этого не видно, но зачем тогда мы смотрим классический балет, слушаем классическую музыку? В архитектуре то же самое. Сейчас ни лепщики, ни реставраторы чаще всего не понимают, что они делают, совершая лишь повторение картинок. Такое произошло и с театром оперы и балета - был утерян тонкий виртуозный уровень деталей, там есть ошибки и чисто геометрические, не та толщина деталей. Раньше все делали под присмотром архитектора, который проектировал элементы, сейчас делают по фотографиям. Рабочие, которые не являются скульпторами, просто делают по картинке, без понимания тонкостей. А это и выдает уровень культуры, - рассуждает Искандаров.
В целом архитектор высказал опасения по поводу идеи новой оболочки здания и замены деталей. С таким же успехом, по мнению собеседника, можно отреставрировать Джоконду: смыть краску и нарисовать заново. Но реставрация необходима по той технологии, по которой строилось здание - с сохранением составов и техник.
- Было бы неплохо нам заново научиться технологиям мокрого фасада. В учебниках все это есть. И если в ситуациях послевоенной разрухи все это могли делать, то почему нельзя сделать сейчас? - задается риторическим вопросом Искандаров.
Автор: Гузель Касимова