Интересных случаев в моей жизни много происходило, но эта история всегда будет стоять особняком. Случай из жизни в жанре "Нарочно не придумаешь". Сразу скажу, что эта история убедила меня в мысли о том, что не всегда нужно доверять тому, что пишут СМИ (хотя и раньше эти мысли крутились в моей голове)
Этот случай произошел в одном из аэропортов Приволжского Федерального Округа. Это случилось осенью 2017 года, в преддверии Чемпионата Мира по футболу, да и город - место проведения Мундиаля.
В один из дней в линейном отделе полиции была озвучена ориентировка о том, что гражданином Республики Узбекистан был приобретен билет до г. Ростов-на-Дону и причастен этот гражданин к запрещённой в Российской Федерации организации ИГИЛ (можете предствить размер ответсвенности). Ко всему прочему сообщалось, что данный мужчина уже находится в "стерильной зоне аэровокзала (зона после пройденных двух досмотров) и МВД Республики Узбекистан был направлен запрос в МВД России о выдаче данного "бармалея".
Я был встревожен данной информацией, т.к. не каждый день столь важные гости посещают наш небольшой аэропорт. Оперативный дежурный и ответственный от руководства "обрадовали" нас и сообщили, что персонажем с востока будем заниматься я (инспектор ИАЗ) и оперуполномоченный группы уголовного розыска.
Через несколько минут мы уже проходили "с мигалками" пункт досмотра. В стерильной зоне наш стажер уже срисовал долгожданного гостя (а гость реально "бармалейного" вида) , и аккуратно показал на него, чтобы ни с кем не перепутать.
В стерильной зоне стоял мужчина средних лет, рост выше 178-182 см, одет был в серую куртку, темные штаны и спортивные кроссовки. Не сказал бы, что это узбек, но что-то восточное в нем было: может быть, выдавал разрез глаз, на лице присутствовала неаккуратная борода, отсутствовали верхние передние зубы.
Подойдя к нему мы представились и начали с ним беседу, данный товарищ оказался весьма дружелюбным и изъяснялся на русском языке без какого-либо среднеазиатского акцента.
Сказать, что мы были напряжены - это ничего не сказать, а наш собеседник был всего лишь обескуражен. Естественно, мы объяснили ему, почему он задержан и выложили всё карты о причастности к группировке, также мы ему поведали о том, что он по закону Республики Узбекистан является наёмником. В ответ на наши слова "злодей" только рассмеялся и сказал : "Да я воевал, но воевал я за Россию в Сирии и на Донбассе в рядах добровольческих сил." В подтверждение своих слов он предъявил нам паспорт гражданина Донецкой Народной Республики (тогда ещё независимой), назвал нам свой позывной (с тюркского он переводился как "Сокол"). Несмотря на это мы его проводили в дежурную часть аэропорта.
Как я и предполагал, пришлось нам уделить восточному гостю целый день.
Что действительно подтвердилось:
1. Это наличие нескольких гражданств (Республика Узбекистан, Российской Федерации и ДНР).
2. Наш гость - действительно опытный боец, ко всему прочему еще и достаточно медийный (у этих ребят не принято показывать свои лица, а по позывному нашего бойца мы нашли много информации). Нужно отметить, что мы после прочитанного уже были более расположены к нему.
3. Наш "тройной" гражданин и правда когда-то творил злодеяния и был за это неоднократно осуждён на территории Российской Федерации.
4. Наш гость был с дичайшего похмелья в этот день (можно понять).
Подлость наших друзей!
Что же на самом деле произошло?
МВД Республики Узбекистан (Далее Узбеки) возбудили уголовное дело в отношении нашего бравого не по причине предполагемого отношения бойца к радикалам, а из-за того, что он защищал интересы Русского Мира на Донбассе.
То есть мы столкнулись с ложью в межгосударственном масштабе! Было, если честно, неприятно... Когда становишься участником таких событий, вольно-невольно задумываешься о политике и порой её не совсем честных методах.
После оформления в полиции нам нужно было отправить "Сокола" в транспортную прокуратуру для того, чтобы прокурорские сотрудники вышли с арестом в суд. Нужно отметить, что прокуратура начала в этом деле разбираться и затребовала от МВД Узбекистана материалы дела, которые подтвердят причастность гражданина к запрещённой в России организации. Узбеки, в свою очередь, затягивали этот момент, и мне пришлось провести с "Соколом" весь день.
За это время он поведал мне о многом: от него я тогда впервые узнал о группе Вагнера и о том, чем они занимаются. Также я в подробностях узнал о защите Донецка, о зверствах ВСУ, о применении фосфорных снарядов, о войне в Сирии, об "окопных играх" арабских военных и вообще о многих ужасных вещах.
В беседе, между делом, мой новый друг попросил сделать звонок директору военного музея в Санкт-Петербург, чтобы сообщить о том, что он задержан в городе "N.N.". По своей доброте душевной, я дал позвонить и сам поговорил с таинственным незнакомцем. Человеку на том конце провода я сообщил, что, возможно, произошла ошибка и мы скоро будем в прокуратуре. И что тут началось...
Через 10 минут все новостные ленты в интернете пестрили о том, что транспортная полиция задержала бойца, защищавшего Русский мир, что мы "сатрапы и душители", "масоны, заговорщики" и т.д. В общем, журналисты исковеркали информацию, как хотели (что не удивительно).
После ожидания мы поехали в прокуратуру для дальнейших разбирательств, ехали мы где-то минут 30 (аэропорт находится за городом). Мой товарищ вынес мне мозг просьбой: "Дай похмелиться!" Но я не стал останаливать автомбиль и заливать в него зелье (Времена-то не милицейские. Это раньше сколько угодно, хоть вместе с ним. Такие вещи даже приветствовались, если "клиент в раскладе").
Приехали мы в прокуратуру, там нас уже ждал адвокат из местной конторы, переводчик с узбекского (зачем-то) и нашего "Сокола" забрали в кабинет для процессуальных процедур. Тут же приехал представитель ветеранов Донбасса: он передал нашему гостю все необходимое и уехал.
Я провел в коридоре часа два вместе с переводчиком (интеллигентнейший человек и интересный собеседник по имени Мэлс). Лично я ждал конвой для этапирования бойца в изолятор временного содержания.
Перед появлением конвоя мы вошли в кабинет, переводчик расписался в бланках (так надо было) и в этот момент девушке-адвокату поступил звонок. Она начала говорить с ним. Было понятно, что для нее это незнакомец и разговаривали о задержанном. После этого она взяла секунду паузы, оторвала трубку от телефона и с недоумением спросила у нас: "А кто такой Бородай?!" Я ответил: "Будьте с ним предельно откровенны, это первый Председатель Совета министров Донецкой Народной Республики" (знал я это, потому что сам уроженец Донбасса и следил за ситуацией с первых дней Евромайдана"). Адвокат поговорила с Александром Юрьевичем, а после сообщила, что у ее доверителя теперь все будет хорошо!
Неприятные моменты этой увлекательнейшей истории:
Нашего героя все-таки забрали в ИВС, и на следующий день ему дали месяц ареста в СИЗО. Таким образом сработали жернова легального механизма межгосударственных отношений.
Есть все-таки справедливость
Наши все-таки СВОих не бросают и все начали разбираться в ситуации (депутаты делали запросы, кураторы "напрягали связи", прокуратура реально начала требовать доказательства причастности "Сокола" к запрещенной группировке). По итогу, как и ожидалось, информация не подтвердилась, и через месяц бойца освободили.
Зачем я написал эту статью?
Мне было не по себе за то, о той мысли, что я невольно принял участие в этой нечестной игре . Я надеюсь, что с нашим героем все хорошо и он по сей день занимается любимым ратным делом и хочется просто сказать:
Спасибо, тебе, дорогой друг, за твою работу!