Найти тему

Феномен уберизации в сфере финансов

Оглавление

Когда в 2009 году Гарретт Кэмп и Трэвис Каланик основали компанию Uber, буквально взорвавшую рынок такси, они не могли предположить, что через пять лет Uber станет международной компанией, работающей более чем в 50 странах мира с оценочной капитализацией более $60 млрд, а бизнес- модель компании станет мировым примером для подражания.

В декабре 2014 года в авторитетном издании Financial Times прозвучал термин «уберизация», который впоследствии разлетелся по всему миру и описал один из главных трендов целого десятилетия. Расшифровать этот термин можно так: процесс, когда цифровая платформа соединяет неограниченный круг клиентов и предприятий.

Бизнес-модель, используемая Uber, оказалась очень эффективной для многих направлений деятельности на рынке товаров и услуг. Онлайн-площадки объявлений, мобильные приложения банков, ритейлеров, интернет-магазинов и целых маркетплейсов прочно вошли в нашу жизнь.

Переломный 2020

Мощный импульс уберизация получила с объявлением пандемии в 2020 г. Вдруг оказалось, что цифровой канал продаж стал основным и едва ли не единственным способом для связи «продавец-покупатель». Долгие месяцы локдаунов бизнес выживал за счет ранее сделанных инвестиций в «цифру». А лидеры цифровой торговли получили просто колоссальный рост выручки и объемов бизнеса. До 2020 года многие компании признавали, что электронная коммерция убыточна, и этот клиентский канал приходилось буквально «тянуть» за счет обычной розницы. Но вдруг все поменялось, и теперь каждая уважающая себя компания в обязательном порядке поддерживает цифровой канал продаж. На всякий случай.

Надо отметить, что первоначальное недоверие к уберизации и отсутствие привычки потребителей сменилось неким модным трендом на трату денег в онлайн-пространстве. Устойчивое словосочетание «магазин на диване» приобрело совершенно новое звучание и смысл.

Развитие новых отраслей

Уберизация дала толчок к развитию нескольких отраслей. В первую очередь, это технологический сектор. Для создания цифровой площадки нужны серьезные команды разработчиков и мощности ИТ-сервисов: хостинг, кибербезопасность, связь, серверное оборудование, «облака» данных и т.п. В числе бенефициаров уберизации следует отметить почтовые сервисы и службы доставки. Непрофильные логистические и складские операции выгоднее передать на аутсорсинг, нежели вкладывать в моменте большие средства в логистику и недвижимость. Еще одним выгодоприобретателем стала финансовая сфера. Различные платежные сервисы, а также онлайн и POS-кредитование стали неизменными спутниками различных маркетплейсов.

Уберизация в финансовой сфере

Неоднозначно можно оценить последствия уберизации для сферы финансов. А она случилась и весьма основательно изменила так называемый «клиентский путь», то есть рамки и способы взаимодействия компаний и клиентов. Российский банковский сектор приобрел славу самого технологичного и развитого в Восточной Европе по проникновению цифровых каналов продаж, наполнению услугами и качеству сервисов. На сегодня банки соревнуются друг с другом уже в партнерских каналах, где клиент финансовой организации может приобрести практически любой товар или услугу, даже автомобиль в кредит или квартиру в ипотеку.

Можно привести ряд примеров, когда страховые компании, букмекеры, брокерские компании и микрофинансовые организации построили успешный бизнес через сайты и мобильные приложения. Модель инвестиций в стационарную сеть офисов заметно отличается от модели инвестиций в продвижение сайта и привлечения лидов. Цифровые компании обычно показывают взрывной рост на многие десятки и даже сотни процентов в год. Финтех, а именно так сейчас называют компании с высокой степенью уберизации, является серьезной точкой привлечения кадров, инвестиций и капиталов.

Проблемы уберизации

Уберизация принесла и серьезные проблемы. В первую очередь, масштабные угрозы в сфере социальной инженерии, кибербезопасности и защиты персональных данных. По самым скромным оценкам, ущерб от несанкционированного доступа мошенников к банковским счетам и кредитным ресурсам составляет многие миллиарды рублей в год. Что касается репутационных издержек, то их оценить не представляется возможным.

Еще одним непростым моментом уберизации стало взаимодействие «работник-работодатель» или «заказчик-исполнитель». «Серое пятно» законодательства в этой сфере стало источником правовых, налоговых и репутационных рисков. Но все же есть и плюсы: уберизация позволяет свободно формировать свой рабочий график и планировать необходимый уровень доходов, что как нельзя подходит для современного поколения зумеров.