Найти в Дзене
Издательство МИФ

Как накопить на мечту, но при этом не сильно себя ограничивать: 4 совета от немецкого экономиста

Оглавление

С уверенностью смотреть в завтрашний день и не беспокоиться о деньгах. Можно ли воплотить эту мечту в жизнь? Марио Лохнер, экономист, один из самых известных финансовых блогеров Германии, уверен: грамотно распоряжаться своими доходами реально. В книге «Почему никто не рассказал мне этого о деньгах раньше?» он рассказывает, как это сделать. Главная идея автора в том, чтобы экономить ради цели, но при этом не сильно себя ограничивать. Публикуем несколько советов из новинки.

Избавьтесь от негативных установок

«Я не умею», «Мне никогда не везет», «Деньги для меня ничего не значат». «Акции только для богачей». Подобные мысли естественны, но еще и опасны. Вера в них со временем крепнет, превращаясь в самосбывающееся пророчество.

Чтобы научиться успешно обращаться с деньгами, нужно осознать, какие установки нас ограничивают, какие мысли мы сами себе навязываем.

Автор приводит интересный пример: представьте, что вы годами сидите на лошади, пытаясь скакать в направлении богатства. Но вы не продвинулись ни на йоту, хотя постоянно хлещете лошадь. Вы подобны всаднику в седле, в то время как лошадь символизирует ваше подсознание, которое вы в течение многих лет питали ложными убеждениями, говоря, что деньги не для вас, а инвестирование ничего не принесет. Вот почему лошадь постоянно рвется в противоположном направлении, а вы никак не приблизитесь к цели.

Постарайтесь найти работу, которая нравится

Чтобы чувствовать себя уверенно в финансовой сфере, важно найти дело по душе, чтобы работа стала удовольствием, а зарплата просто хорошим бонусом. «У кого финансовая подушка в результате будет толще: у бережливого человека, который ущемляет себя в течение 20 лет, откладывая деньги каждый месяц, или у того, кто любит то, чем занимается, и поэтому рано или поздно заработает столько, что ему не придется затягивать поясок?» — спрашивает автор.

Ответ очевиден: у того, кто горит своей идеей и становится настоящим экспертом в своей области, больше шансов «продать» себя дороже работодателю или построить прибыльный бизнес.

А еще Марио советует быть эффективным сотрудником, а не трудоголиком. Для этого стоит чаще спрашивать себя «Как заработать больше?», а не «Как работать больше?».

https://unsplash.com/photos/_-zXC_X67dU
https://unsplash.com/photos/_-zXC_X67dU

Составьте личный финансовый баланс

Ведите учет доходов и расходов. Можете использовать систему под названием «кубышки». Вот как она выглядит.

-2

«Кубышка 1» — 20% для инвестирования. «Кубышка 2» — 60% на постоянные расходы (аренда квартиры, интернет, телефон, продукты питания), «Кубышка 3» — 10% на потребительские расходы, включающие посещение баров, одежду, книги (каждый сам определяет свои приоритеты — образование или развлечения). «Кубышка 4» — 10% на счет «Во все тяжкие» (или обычные накопления). Деньги на этом счету станут подспорьем, если понадобится сменить работу и будет нужна финансовая подушка, или нужно будет починить внезапно сломавшуюся стиральную машину, или захочется отправиться в путешествие мечты.

Счета можно поделить еще более дробно (например, под определенные мечты и проекты), но тут главное не переусердствовать, иначе можно запутаться.

Не будьте слишком экономными

Марио уверен в важности откладывания денег, но предупреждает: быть слишком экономным — тоже не лучший вариант. Не стоит лишать себя радостей в тратах, которые делают жизнь лучше, пусть и на время.

Автор приводит в пример Эбенизера Скруджа, главного героя «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса. Скрудж — богатый предприниматель, но всю жизнь только экономил, даже праздники считал пустой тратой денег и времени. Его жизнь меняется, когда к нему приходят три духа и показывают ему его настоящее лицо. Скрудж начинает сожалеть о том, как прожил свою жизнь.

Эта история напоминает о том, как важно иногда баловать себя покупками. Кроме того, в режиме жесткой экономии можно сделать ошибку: купить много вещей не очень хорошего качества вместо одной хорошей.

«Раньше я тоже был скрягой, постоянно отслеживал выгодные предложения, охотился за распродажами, — делится Марио. — Но оно того не стоит. Ощущение, что мы экономим, только вынуждает нас к покупке, потому что в мозгу загорается красная лампочка SALE. Но никому не нужен переполненный гардероб, а в поговорке „Что ничего не стоит, то не представляет никакой ценности“ что-то есть. Ведь есть риск по низкой цене купить вещь плохого качества».

По материалам книги «Почему никто не рассказал мне этого о деньгах раньше?»

Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер».