Во-первых, 26-летний подпоручик Толстой сражался с турками у крепостных стен Силистры во время Крымской войны. Во-вторых, он был влюблен в болгарку из соседнего села. В-третьих, перед смертью 82-летний писатель собирался уединиться в Болгарии, чтобы найти здесь душевный покой...
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги "Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого"
РУССКИЙ ПОДПОРУЧИК БЫЛ НЕ РОБКОГО ДЕСЯТКА
Великого русского писателя связывали с Болгарией несколько моментов. Во-первых, 26-летний подпоручик Толстой сражался с турками у крепостных стен Силистры во время Крымской войны. Во-вторых, он был влюблен в болгарку из соседнего села. В-третьих, перед смертью 82-летний писатель собирался уединиться в Болгарии, чтобы найти здесь душевный покой...
Пребывание Толстого в Болгарии описано им самим в серии писем, отправленных из Силистры близким и друзьям. Он появился здесь в 1854 году в составе 90-тысячной русской армии, которая заняла Северную Добруджу.
14-я артиллерийская бригада, в которой служил подпоручик Толстой, заняла позиции перед крепостными стенами Силистры. Задача русской армии — взять этот хорошо укрепленный турецкий гарнизон.
В письме к своей тете Татьяне Александровне Ергольской он писал 5 июля 1854 года:
«С этой высоты виден город, крепость, маленькие форты Силистры как на ладони. Слышны пушечные выстрелы, которые не утихают ни днем, ни ночью. С помощью подзорной трубы можно различить турецких солдат... Каждый вечер и каждое утро я со своей повозки целыми часами наблюдаю, как люди убивают друг друга».
В другом письме из Болгарии к своему брату Николаю Николаевичу Толстой выражает досаду по поводу отмены приказа о взятии Силистры: «Огонь 500 орудий против турок длился всю ночь. Мы все были там, и, как всегда в преддверии боевых действий, мы делали вид, что о завтрашнем дне думаем не больше, чем о любом другом.
Но в действительности у каждого сердце немного сжималось (даже не немного, а очень сильно) при мысли о штурме. К утру, с приближением атаки я был в таком хорошем настроении, что если бы атака отложилась, я бы сильно огорчился...»
Так и случилось — штурм не состоялся. Под давлением Австрии император Николай I дал приказ снять осаду Силистры, а русской армии отойти в Севастополь. «Все — солдаты, офицеры, генералы — восприняли этот приказ как истинное несчастье», — написал в письме Толстой.
Русская армия уходила из Силистры через Дунай в течение трех дней. Вместе с ней ушли на территорию России и тысячи болгарских семей. Они предпочли оставить свои дома и родные места, спасаясь от турок.
«А ваш народ... высокие, свежие, красивые люди. Никогда их не забуду. И по сей день я не встречал таких людей», — так написал Толстой в письме к болгарину Христо Досеву.
МОЛОДОЙ ГРАФ ВЛЮБИЛСЯ В СЕЛЯНКУ ИЗ АЛФАТАРА
Уже позже, когда писатель получил мировую известность, вокруг его пребывания в Силистре стали появляться неожиданные слухи. Речь об истории трагической любви Толстого, описанной писателем Петром Кыневым в книге «Болгарское пламя Льва Толстого».
В праздник Вознесения Господня, 27 мая, Толстой со своими сослуживцами был в селе Алфатар близ Силистры. Русские офицеры, получившие блестящее образование, ожидали увидеть в селе неграмотных крестьян, но во дворе местной школы они встретили красивую девушку по имени Ванда, которая спокойно говорила с ними на иностранных языках. Она так очаровала молодого графа Толстого, что он стал бывать в Алфатаре регулярно. Когда русский всадник въезжал в село, все хорошо знали, к кому он едет.
В то же время красота Ванды ослепила и немецкого путешественника Морица Гартмана, и спор между соперниками едва не закончился дуэлью. Но Ванда выбрала молодого русского графа, и до стрельбы не дошло.
Как известно, русский царь вскоре снял осаду Силистры и отозвал свою армию в Севастополь. Подпоручик Толстой ушел вместе со своими.
...На следующее утро селяне нашли бездыханное тело Ванды. Она оставила письмо, в котором указала, что не может жить без своего любимого.
Наверняка эта наивно-романтическая история — лишь плод устного народного творчества, своеобразная дань уважения великому писателю, бывавшему в этих краях, но утверждать, что молодой граф не мог влюбиться в прекрасную селянку, мы также не можем. Все исследователи Толстого отмечают, что он был влюбчивым мужчиной и до женитьбы имел немало любовных связей. То есть подпоручик мог вскружить голову миловидной болгарской девушке, а народная молва — увенчать романтическую историю трагическим финалом.
ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ТОЛСТОЙ СОБИРАЛСЯ В БОЛГАРИЮ
28 октября 1910 года 82-летний Лев Толстой велел заложить лошадей и вместе с семейным доктором Душаном Маковицким, дочерью Александрой и ее компаньонкой уехал дальше в неизвестном направлении на поезде. В оставленной на имя жены записке Толстой пишет, что его тяготит обстановка их жизни, он чувствует потребность уединения, просит не делать попыток отыскать его, трогательно прощается со своим семейством и говорит, что он ни в каком случае не вернется.
Еще в сентябре Толстой решает уехать из Ясной Поляны. Он просит личного врача и друга Душана Маковицкого помочь ему в получении загранпаспорта. Расспрашивает его о поездах на юг.
Они собираются добраться на поезде до Новочеркасска, к племяннице Толстого. Дальше рассматриваются различные варианты, в том числе отправиться... в Болгарию или Грецию. Писатель выбирает эти страны, потому что там он сможет жить без беспокойства в местных коммунах толстовцев.
В пути писатель заболел пневмонией, вследствие чего спутники были вынуждены сойти с поезда на станции Астапово. Здесь 7 (20) ноября 1910 года Толстой и умирает.
Все это описано в воспоминаниях Душана Маковицкого, Александры Толстой и Елизаветы Валериановой, которые являются прямыми участниками событий. То же самое пишут В. Булгаков и П. Бирюков, которые были очень близки с Толстым. Об этих событиях подробно рассказано в книгах Ромена Роллана «Жизнь Толстого» и Стефана Цвейга — «Толстой». Так «болгарские планы» Толстого приобретают широкую известность.
В то время в Болгарии было несколько толстовцев, которые были бы счастливы принять у себя своего идеолога. В 1906 году они основали свою колонию в бургасском селе Алан Кайряк (позже переименованном в Ясную Поляну). Здесь колонисты в основном занимались сельским хозяйством, обрабатывая землю без использования животной силы, соблюдая все принципы движения толстовцев. По утверждению Александры Толстой, ее отец собирался именно в эту колонию. Другой вопрос, были ли эти намерения действительно серьезными?
Продолжение читайте в следующей статье на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
Автор книги: Андрей Кудин
Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни
Аудиокниги Андрея Кудина:
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":
Электронные книги Андрея Кудина:
►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос
►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)
Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:
#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги