Федеральный закон «Об охоте…» выделяет в статье 12 аж 7 видов охот. Основными из которых являются промысловая и, конечно, любительская и спортивная охота.
Регулирование численности – это отдельный вид охоты, осуществляемый в целях поддержания численности охотничьих ресурсов (далее – ОР), предотвращения возникновения и распространения болезней ОР, нанесения ущерба здоровью граждан, объектов животного мира и среде их обитания. Из данного понятия явно выделяются цели проведения мероприятий по регулированию численности ОР.
Государство, как собственник ОР, должно вести охотничье хозяйство, в том числе и регулирование численности ОР за собственный счет. Однако, в виду того, что такие мероприятия требуют финансовых затрат, собственник , как сейчас это стало модным, законодательно перекладывает вои обязанности на плечи других.
Так, в закрепленных охотничьих угодьях регулирование численности обязаны проводить охотпользователи. За нарушение – штраф. Хотя, стоп, наказание охотпользователей по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ отменены.
Однако, расторжение охотхозяйственного соглашения возможно за систематическое невыполнение данных мероприятий.
Регулирование численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется физическими лицами и юридическими лицами, соответствующими требованиям Федерального закона. При наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов, выданных охотникам и работникам юридических лиц и ИП, выполняющим обязанности в сфере охоте по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Таким образом, государство, по сути, переложило свои полномочия на чужие плечи, что, в принципе, устраивает органы исполнительной власти регионов (далее – ОИВ), охотников и даже охотпользователей.
Вроде бы все неплохо! Но что то не так.
Имеются в реальности определенные проблемы:
Во-первых, охотники-физические лица (надо пояснить, что таких лиц пока не очень много) желают получить бумагу на регулирование численности, особенно волка, в целях постоянного законного нахождения в охотничьих угодьях, да еще и с возможностью транспортировки оружия в расчехленном виде. Вот где возможность развернуться.
Практика показывает, что разрешения они берут, но по окончанию сезона сведения о добытых ОР оказываются пустыми. Это ли не странно. То есть, такое разрешение охотники используют в виде пропуска в охотугодья. Именно поэтому ОИВ и не хотят выдавать разрешения на регулирование численности ОР кому попало.
В данном случае есть вина и госорганов. Они, применяя на практике положения действующих Правил охоты, наказывая за малейшее нарушение, сами довели охотников до такого. Нельзя в каждом человеке с ружьем видеть браконьера. Это неправильно. Презумпцию невиновности никто не отменял. Создайте «человеческое» отношение к охотнику и он Вам ответит взаимностью. По крайней мере я в это верю.
Во-вторых, ОИВ (опять же оговорюсь, не везде) возможность регулирования численности превратили в охоты для избранных, в том числе с решением вопроса организации охоты круглый год.
Например, регулирование численности кабана в общедоступных угодьях получают одни и те же охотники, а в некоторых случаях даже госслужащие охотуправления, больше того, их руководители.
И никакой коррупционной составляющей контролирующие органы в этом не видят. Может быть потому, что сами входят в список избранных?
Как это происходит
Подписали приказ на регулирование численности. Выставили на официальный сайт для всеобщего ознакомления и подачи заявлений. А в конторе уже такие заявления лежат, да еще и с проплаченными заранее квитанциями. И никто не возмущается, откуда так быстро узнали «нужные люди», так как порядок очередности подачи заявлений в данном случае действует. Кто первый, тот и получает. А кто будет первым, надеюсь, объяснять не надо.
Обидно, что такие случаи происходят. Охотники, работающие в охотугодьях, это видят. Видят как гоняют бессовестно кабанов по полям, не гнушаются стрелять животных на чужих прикормочных площадках. Этика охоты не обсуждается. Простые охотники делают выводы об ОИВ и их сотрудниках, и, заверяю Вас, вовсе не лицеприятные.
В-третьих, регулирование численности популярно лишь по тем видам ОР, что могут принести охотнику трофей (мясо, шкуры, черепа и т.п.).
Очень неохотно берут разрешения на добычу чаек или ворон, отнесенных, например, к ОР, так как выстрел стоит денег, да и разрешение не дается бесплатно, а выхлопа лично для охотника никакого. А вот отрегулировать кабана, медведя, иногда даже лося, ну или хотя бы волка, желающих будет в разы больше.
В-четвертых, сами основания для применения регулирования численности охотничьих ресурсов, прописанные в приказе Минприроды России настолько далеки от реальности, что применять их на практике не представляется возможным.
О сроках регулирования численности, предусмотренными в порядке, я просто промолчу.
Так что проблемы в данном направлении имеются. Как их преодолеть
Решать органам власти. Мы можем лишь внести свои предложения.
1. Для борьбы с волками и иными псовыми воссоздать практику использования в регионах команд охотников профессионально занимающихся облавными охотами такого типа. Им, соответственно, и выдавать большую часть разрешений на добычу псовых.
2. Установить вознаграждение за добычу ОР в рамках регулирования численности ОР (волков, лисиц, птиц, в рамках предотвращения распространения птичьего гриппа и прочее).
3. Проработать вопросы контроля за реальной добычей по разрешениям на регулирование численности. В случае, если добыча не подтвердилась, то предусмотреть право ОИВ для отказа на выдачу подобного рода разрешений в последующем.
4. В целях предотвращения коррупционной составляющей среди работников ОИВ, распределение разрешений на регулирование численности проводить посредством лотереи. За исключением случаев, предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан.
5. Доработать приказ Минприроды России от 13 января 2011 г. «Об утверждении Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы» в части оснований принятия решений о регулировании численности и сроках такого регулирования.
Согласен, что данные предложения не решат имеющиеся проблемы. Но начинать с чего то нужно.
Регулирование численности ОР – это необходимая, но временная, мера реагирования на сложившуюся ситуацию в охотничьих угодьях. Но никак не правило достижения собственных «хотелок» как охотников, так и ОИВ. Это необходимо понимать и не злоупотреблять, подменяя понятия и подгоняя основания под необходимость регулирования численности ОР.
Если мы вместе это поймем, то описанные проблемы перестанут существовать сами по себе. А пока довольствуемся тем, что имеем.
Всем ни пуха и ни пера…..