Найти тему
История и культура Евразии

Джованни Пико делла Мирандола - Человек является самым счастливым из всех живых существ и достоин всеобщего восхищения

Джованни Пико делла Мирандола был итальянским мыслителем эпохи Возрождения и одним из представителей раннего гуманизма. Известен философскими и религиозными идеями, а также трудами по этике и метафизике. Стремился объединить различные философские и религиозные традиции и искал гармонию между ними.

Джованни Пико делла Мирандола (24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма
Джованни Пико делла Мирандола (24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма

Жизненный путь

Происходил из знатного итальянского графского рода Пико — синьоров Мирандолы и Конкордии. Младший сын. В 14 лет поступил в Болонский университет, на курс канонического права. Но его больше тянуло к литературе. В 1479 году впервые побывал во Флоренции, где сблизился с участниками кружка платоников Марсилио Фичино.

Марсилио Фичино (19 октября 1433 года, Фильине-Вальдарно, близ Флоренции — 1 октября 1499 года, вилла Кареджи, близ Флоренции) — итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник, основатель и глава флорентийской Платоновской академии. Один из ведущих мыслителей раннего Возрождения, наиболее значительный представитель флорентийского платонизма — направления, связанного с возобновлением интереса к философии Платона
Марсилио Фичино (19 октября 1433 года, Фильине-Вальдарно, близ Флоренции — 1 октября 1499 года, вилла Кареджи, близ Флоренции) — итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник, основатель и глава флорентийской Платоновской академии. Один из ведущих мыслителей раннего Возрождения, наиболее значительный представитель флорентийского платонизма — направления, связанного с возобновлением интереса к философии Платона

В 1480—1482 годах слушал лекции в Падуанском университете, где изучал средневековую философскую и теологию - воззрения авторитетных толкователей Аверроэса (Ибн-Рушда) — Николетто Верниа и Элиа дель Медиго, познакомивших его с сочинениями арабских и еврейских мыслителей.

Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш) — андалусский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс
Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш) — андалусский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс

Также изучал латинский, греческий, еврейский, арабский, халдейский языки. Современники отмечали его феноменальную память - наизусть знал "Божественную комедию" Данте Алигьери.

Поездка в Париж в 1485 году позволила Пико приобщиться к дискуссиям тамошних богословов. Пико проявил интерес к мистическим учениям и Каббале.

Именно в Париже Мирандола пришел к мысли, что в каждой религии и философском учении есть свое положительное. Это послужило отправной точкой для разработки собственной философской системы.

В декабре 1486 года 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения». Для его обсуждения созвал на свои средства диспут в Риме. Он должен был открыться речью Пико «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496 году). Посвящена:

  • особому предназначению человека в мироздании
  • исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли.

Папа Иннокентий VIII назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию. Та осудила 13 выдвинутых положений как еретические (обвинение было снято только в 1492 году).

Иннокентий VIII, в миру — Джанбаттиста Чибо (1432, Генуя — 25 июля 1492 или 1492, Рим) — Папа Римский с 29 августа 1484 года по 25 июля 1492 года
Иннокентий VIII, в миру — Джанбаттиста Чибо (1432, Генуя — 25 июля 1492 или 1492, Рим) — Папа Римский с 29 августа 1484 года по 25 июля 1492 года

В 1488 году Пико бежал во Францию. Там заточен в Венсенском замке. Готовят экстрадицию в Италию. Прямо на костёр инквизиции. Его спасло заступничество Лоренцо Медичи. В 1488 году по просьбе Медичи папские власти разрешили Мирандоле поселиться около Флоренции.

Ещё в 1486 году он написал свой «Комментарий» к «Канцоне о любви», содержащий изложение платонической философии, еще более свободное от христианской ортодоксии.

В том же году знакомится с Джироламо Саванаролой - увлекается его идеями.

Под его влиянием Мирандола отказывается от роскошной жизни. Принял монашество и стал членом Доминиканского ордена.

Во время одного из мистических сборищ, устраиваемых Саванаролой Мирандола и умер. Есть версия, что отравили мышьяком.

Напутствие Джованни Пико делла Мирандолы людям XXI века: Человек является самым счастливым из всех живых существ и достоин всеобщего восхищения.