Историк Алексей Волынец:
По поводу фразы Захара Прилепина о 1917 годе и политике СССР в Африке, а так же моего ответа на реакцию сетевых дурачков на эту фразу возникла целая небольшая дискуссия. Снова отвечать сетевым дурачкам смысла нет, но есть смысл ответить на реакцию умных людей. Вот Сергей Сигачев заметил по этому поводу, цитирую: «…если уж следовать исторической правде, а не политизированным кричалкам, то глобальная "африканская" политика нашей страны началась и продолжалась не в Российской Империи, не при Ленине и даже не при Сталине. А при Хрущеве, который всерьёз взялся за механизм деколонизации…»
Сергей заметил в целом верно. Но… Но, как всегда, есть одно но. «Если уж следовать исторической правде», то бишь фактам истории, то мы увидим, что Хрущев и в африканской политике, как и с полетом Гагарина, опирался на фундамент предыдущих советских десятилетий.
Вот сейчас в нашей стране на саммите Россия-Африка присутствует и президент ЮАР. Но Сирил Рамафоса не только президент страны – он и президент Африканского национального конгресса, АНК. Это не только правящая партия ЮАР последние почти тридцать лет, но и старейшая из ныне существующих политическая организация чернокожих на чёрном континенте. А знаете когда впервые президент АНК побывал в нашей стране? Отвечаю – в 1927 году.
Джозайя Чангана Гумеде, тогдашний президент АНК посетил СССР за четверть века до эпохи Хрущёва специально на празднование 10-летия Октябрьской революции. Но, понятно, приезжал не только ради круглой годовщины событий 1917 года…
А произошёл это визит в том числе потому, что в январе 1921 года исполком Коминтерна принял решение создать «Комитет по негритянскому вопросу». С этого решения и началась вся советская политика по поводу Африки. Обратим внимание, что началась она, когда еще Владивосток занимали японские интервенты. А в феврале 1921 года возникла Suid-Afrikaanse Kommunistiese Party – так на языке африкаанс звучит название Южно-Африканской коммунистической партии. В ноябре 1922 года представители этой компартии (кстати, одной из старейших компартий мира и старейшей компартии Африки) впервые побывали в Москве. Т.е. эти представители Африки приехали в Советскую Россию еще даже до учреждения СССР.
Кстати, и в Эфиопии первый посланник Советской России (Иван Закинд, между прочим один из первых русских биологов-африканистов и старый приятель Якова Свердлова) побывал еще до учреждения СССР – в 1921 году.
То есть с югом Африканского континента и тропической Африкой большевики стали плотно работать ещё даже до СССР. А с севером Африки – ну с ним вообще работали ещё аж до первой революции 1905 года. В начале XX века в египетской Александрии был перевалочной пункт той самой «Искры», подпольной газеты из которой возгоралось пламя Ленина…
Понятно, что в 20-е годы СССР был еще слаб для большой игры в Африке. Понятно, что в 30-40-е годы у нашей страны было слишком много проблем, чтобы активно заниматься геополитикой на Чёрном континенте. Но… Но все эти десятилетия Советский Союз с Африкой работал. Первое дипломатическое представительство нашей страны в Претории, столице Южной Африки, открылось в феврале 1942 года. Сами знаете что у нас было в том феврале, немцы еще Москву бомбили, но Москва посылает дипломатов на самый юг Чёрного континента.
Кстати, в самом конце XIX века царское Министерство иностранных дел тоже просило открыть дипломатические представительства в Претории, а заодно и в Марокко. Но знаменитый премьер С.Ю.Витте, еще не граф Полусахалинский, тогда ответил, что «с упомянутыми странами наше отечество не ведет никаких торговых отношений, вследствие чего торгово-промышленное значение предложенных к учреждению консульств вовсе не может быть принимаемо во внимание…» В итоге до англо-бурской войны русские дипломаты в столице будущей ЮАР так и не появились, а появились только в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны…
Как раз под конец эпохи Хрущёва в 1963 году в Москве вышел интереснейший сборник документов «СССР и Африка». В первом томе даны документы с 1946 года – там очень любопытные материалы о работе советских представителей в ООН по вопросам колониальной Африки сразу после Второй мировой войны. Напомню, что к тому моменту в Африке есть лишь два суверенных государства – Эфиопия, недавно освобождённая от итальянской оккупации, и маленькая искусственная Либерия,. Всё остальное это колонии и зависимые территории Англии, Франции и Португалии. А накануне Второй мировой войны в Африке формально независимой была лишь та самая крошечная Либерия. Даже Эфиопия была частью Africa Orientale Italiana. Тут же напомню и претензию сталинского СССР в 1945-46 годах на «территориальную опеку» над частью Ливии, бывшей колонии фашистской Италии
Словом, фундамент по Африке серьёзно закладывался до эпохи Хрущёва. Да и вся хрущевская деятельность по деколонизации Чёрного континента во многом стартовала через «Фонд помощи левым рабочим организациям при Румынском совете профсоюзов». Да-да, вы не ослышались. Именно через эту организацию в 50-60-е годы финансировались все первые антиколониальные партизаны Африки. А создали этот «Фонд» в 1949 году по приказу Сталина в рамках возрождения Коминтерна – только не в форме одной организации, а в виде грозди организаций, формально независимых от Москвы. Там был и Коминформ изначально в Белграде и вот этот фонд в Бухаресте. Именно через этот якобы румынский «Фонд» СССР в 50-е годы прошлого века не только входил в колониальную Африку, но и привлекал к этому делу своих союзников – от ГДР до Китая.
Китай, который сейчас весьма Активен на Чёрном континенте, начинал свою африканскую эпопею именно участвуя в софинансировании антиколониальных партизан через этот «профсоюзный фонд». Просто, в отчие от нас, Китай в 1991 году не бросил свои проекты в Африке и таки дошел от инвестиций к дивидендам… Впрочем, это уже отдельная большая история. Здесь же для завершения резюмируем – с учётом вышеизложенного, при всём уважении к великой антиколониальной эпохе Хрущёва и Брежнева, абсолютно верна фраза Захара Прилепина про наши контакты с Африкой, «что по большому счету всерьез они начались после октября 1917 года, и были минимизированы с распадом СССР».