Это еженедельный дайджест книжного магазина «Пиотровский». Здесь мы делимся тем, что нас впечатлило. Сегодня мы говорим о фантастике в самом обширном смысле этого слова.
Владимир Яковлевич Пропп
Полагаю, многие читатели, как и я, воспринимают фантастическую литературу как сугубо развлекательное чтиво. Но фантастика всегда была частью большой литературы. Реальность и вымысел смешивались в древних мифах, сказках, легендах. Постепенно эти жанры трансформировались в привычную нам современную фантастику. Откуда же берут начало нереальные сюжеты и архетипы фантастических персонажей? В этом разобрался советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп.
В «Морфологии волшебной сказки» и «Исторических корнях волшебной сказки» Пропп изучает структуру и предпосылки развития народных сказок. Он объясняет происхождение с детства знакомых нам образов: бабы-яги и избушки на курьих ножках, рассказывает зачем героям идти в тридесятое царство, рассматривает древние обряды инициации как материал для фантастических действий и сравнивает сказки разных народов мира.
Над первой книгой Пропп работал целых десять лет. Несмотря на то, что эта работа была одобрена советскими лингвистами и литературоведами, она не получила широкой известности. Больше того, после выхода второй книги Пропп подвергся обвинениям в антимарксистских идеях и мистицизме. Поэтому работы Проппа стали популярны совсем недавно и, конечно, больше всего ими интересуются студенты и преподаватели филологических направлений.
Но я уверена, что сказки в детстве читали не только будущие филологи, и книга будет полезна для всех, кто не потерял способность фантазировать. Понимание мотивов создания вымышленных миров и событий может помочь нам лучше понять реальность, человечество вообще и себя в частности.
Питер Уоттс
Произведения канадского гидробиолога и писателя-фантаста Питера Уоттса сравнивают с произведениями Станислава Лема, писателя, размышляющего о том, какими могут быть обитатели иных миров. И какие проблемы могли возникнуть у человечества при контакте с ними.
В романе смешивается традиционная научная фантастика и киберпанк. Он изобилует идеями, мало известными явлениями и упоминаниями научных гипотез, на основании которых можно составить свою интерпретацию сюжета. Всё это зависит только от личного восприятия.
Сам мир Уоттса изначально наполнен отчаянием. Человечество ждет крах и на земле, и в космосе. И если Лем пришел к выводу, что человеку нужен человек, то Уоттс описал мир в котором не только человеку никто не нужен, но и сам человек неизбежно становится излишним.
Мария Березанская
Его называют «художником сказок и фантазий» за парящих над городом людей и лошадей, играющих на скрипке коз и коров, а также за красочное сочетание в картинах народных, библейских и провинциальных сюжетов. Марк Шагал – гениальный и революционный художник первой половины XX века, переносивший на холст свою собственную, необыкновенную реальность. Именно реальность, он решительно заявлял, что никаких небылиц, никаких сказок и притч в его картинах нет. Работы Шагала – это его внутренний мир. А наш внутренний мир реален. Как он выразился на одной из своих лекций: «Называть всё, что кажется нелогичным, фантазией и сказкой и т.п. – значит расписаться в полном непонимании действительности». Несмотря на такую авторскую интерпретацию своего творчества, Марк Шагал был склонен к тому, чтобы зритель находил в его картинах что-то своё.
Книга «Семь пальцев Марка Шагала» может стать первым путеводителем в причудливые и фантастические миры художника. Мария Березанская как будто берёт вас за руку и отправляется в сказочный полёт по эпизодам из жизни художника, разгадывая сюжеты его картин. Стирая грань между биографией, анализом картин и личными высказываниями самого Марка Шагала, Мария словно заимствует подход самого художника. На полотнах Шагала иногда сложно уловить грань между реальностью и фантазией, землёй и небом, символизмом и обыденностью. Я думаю, в этом поиске заключается вся волшебность творчества Марка Шагала.
«Ногти»
Михаил Елизаров
Вам опостылела реальность с ее понятными и унылыми законами? А что вы думаете о постмодернистской чернухе с гадкими убийствами и изнасилованиями, мистическими ритуалами откусывания ногтей и экстрасенсорными способностями героев? Если всё это вас не отвращает, то я рекомендую вам дебютную повесть Михаила Елизарова «Ногти».
В центре сюжета два «ненормальных» — лучшие друзья горбун Саша и гидроцефал Серёжа, при рождении попавшие в интернат для умственно отсталых. Елизаров рассказывает об их взрослении в России 90-х, «выходе в мир», неразрывной «магической» связи и успехах, причиной которых явился особый дар гидроцефала. Серёжа грыз ногти во время особого ритуала, таким образом, защищая себя и своего друга. Ко всему прочему, «сила» ногтей обеспечила их работой и одарила особыми талантами. Так, горбун смог стать мини-звёздочкой музыкального мира, освоив на слух музыкальную грамоту и став пианистом. И что? Жили они долго и счастливо? Ан нет. Сказка эта не очень добрая, но чем она закончилась, рассказывать я, конечно, не буду. Прочитайте сами.
Внимание! Все дочитавшие до этого места, могут купить книги на нашем сайте на 20% дешевле с промокодом «DIGEST». Торопитесь!Ещё больше книжных новинок на нашем сайте, в паблике и телеграм-канале. Увидимся на следующей неделе!