Нам не рассказывали об этом приёме на школьных уроках литературы, но приём потрясающий, и им успешно пользуются писатели. Давайте разбираться.
У каждого произведения есть нарратор - тот, от чьего лица ведется повествование. Повествование может вестись от третьего лица и от первого лица (рассказчик называет себя «я»).
В случае, когда рассказ ведётся от третьего лица, нарратором чаще всего выступает «всезнающий автор» - лицо беспристрастное, не вовлечённое в повествование и потому достаточно объективное. Всезнающий автор обычно не выражает своего мнения по поводу описываемых событий, его задача - рассказать читателю историю, и читатель решает сам, кто хороший, а кто плохой.
Когда же повествование ведётся от первого лица, читатель должен всегда учитывать личность нарратора. Кто он? Почему рассказывает нам эту историю? Могу ли я ему доверять? Рассказчиком от первого лица может выступать главный герой произведения, который рассказывает нам свою историю жизни или какой-то случай. Например, у М.Булгакова в цикле рассказов «Записки юного врача» рассказчиком является сам молодой врач, чьи воспоминания мы читаем. Либо нарратором может быть герой второстепенный, который тоже является участником событий, например доктор Ватсон, который описывает приключения Шерлока Холмса.
Обычно повествование от первого лица более эмоционально окрашено, рассказчик даёт свою оценку событиям и героям. Безусловно, эта оценка субъективна, ведь рассказчик - живой человек (и задача писателя - как раз показать это). Читателю приходится верить рассказчику на слово, ведь только он знает сюжет.
Существует негласный договор между читателем и нарратором: нарратор должен говорить правду и описывать все события такими, какими они были на самом деле. Порой писатели сознательно нарушают правила игры, используя такой приём, как «ненадёжный рассказчик».
Очевидно, ненадежный рассказчик искажает повествование или не договаривает читателю всей правды. Почему он так поступает?
Ненадёжным рассказчиком может быть ребёнок, и в силу своей детской психики и неполноты знаний о мире он видит события иначе, чем взрослые. Например, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена написаны от лица мальчика-бродяги. В глазах Гека вдова Дуглас, которая его усыновила - набожная зануда, заставляющая его мыться, носить чистую одежду и запрещающая курить. Ребёнок с непониманием воспринимает строгость вдовы, в то время как любой взрослый охарактеризовал бы её как прекрасную женщину с ангельским терпением. Именно детское восприятие делает сюжет этой книги таким реалистичным.
Также «ненадёжным рассказчиком» может выступать и взрослый. Он может быть душевно больным, и потому его повествование неточно, либо ему выгодно замалчивать правду. Например, он преступник, и читатель узнаёт об этом только в конце произведения, как в повести «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи. Такой приём заставляет переосмыслить произведение и перечитать его, чтобы понять, в какой момент рассказчик начал «водить за нос» своего читателя.
Впервые я осмыслила всю силу этого приёма, прочитав «Лолиту» Набокова. Это было давно, но тогда я почти поверила в «исповедь» Гумберта, который так оправдывал себя в преступной связи с 12-летней девочкой, говоря про детскую травму, про «маленькую дьяволицу», которая сама его соблазнила и прочие детали, где всё само и это не он. Набоков позволил читателю «залезть» в голову к насильнику и представить, как он видит эту ситуацию. Кстати, есть критики, которые утверждают, что если очень внимательно читать книгу, но можно понять: Гумберт выдумал конец. На самом деле девочка заболела и умерла, когда они ещё колесили по Америке. Я так детально не читала, поэтому поверю на слово. Впрочем, иногда критики склонны искать тайные смыслы там, где их нет.
«Ненадёжный рассказчик» нашёл своё применение в том числе фильмах и играх. По играм я не подскажу, а вот «Остров проклятых» и «Бойцовский клуб» - классические примеры использования этого приёма в кинематографе.
А вам встречался этот приём? Какие фильмы/книги с «ненадёжным рассказчиком» понравились вам больше всего? Буду благодарна за рекомендации🙏