Эксперты назвали факторы, от которых зависят оптовые цены на крупы
Предпосылки для существенного роста цен на крупы к осени 2023 года на текущий момент отсутствуют, сообщил «Московской газете» глава аналитического агентства «Агроан» Артём Иванов.
«Производство овсяной, гречневой и кукурузной круп в январе-мае превышает прошлогодние показатели, — отметил собеседник издания. — Некоторое снижение отмечается по рису – минус 6,8%, если сравнивать январь-май 2022 года с аналогичным периодом 2023. Однако, данные помесячного производства риса показывают, что российские производители наращивают объем, и в целом по году результат должен быть не хуже прошлогоднего».
Самые высокие риски подорожания – у пшена, здесь наблюдается снижение производства, отметил Артём Иванов:
«Гречка, резко выросшая в цене на геополитическом факторе (население закупалось впрок), в 2023 году планомерно снижается в цене. Максимально тревожная динамика у риса (рост оптовых цен в мае-июне), но это скорее обусловлено спекулятивными факторами».
По остальным видам круп ситуация стабильная, и, если не случится глобальных форс-мажорных изменений, можно прогнозировать умеренный рост цен производителей на уровне общей инфляции, добавил Артём Иванов.
Напомним, глава Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько спрогнозировал осенний рост цен на гречневую крупу в России, а ФАС выдала по этому поводу предостережение, что подобные заявления могут спровоцировать ажиотажный спрос и повышение цен на рынке.
Оптовые цены на крупы зависят от многих факторов, сказал руководитель аналитического агентства «Агроан»:
«Урожай сырья (зерновые), складские запасы, загрузка (модернизация, ввод новых мощностей) перерабатывающих предприятий, цены на удобрения, ГСМ, логистику, экспортное давление (мировые цены на продовольствие). На розничные цены дополнительно влияют ценовая политика торговых сетей, потребительское поведение и общая продовольственная инфляция».
Предпосылки для роста цен на крупы в России есть, но спрогнозировать конкретные цены пока сложно, считает главный редактор информационного агентства «Зерно Он-Лайн» Татьяна Литвиненко.
«На цены осенью будут влиять несколько факторов, которые сейчас неизвестны: объем урожая, темпы инфляции, ситуация на мировом рынке и т.д., — рассказала «Московской газете» Татьяна Литвиненко. — Экспорт российского зерна в прошлом сезоне 2022 (июль-июнь) обновил рекорд. В прошлом году был собран рекордный урожай зерна, в т.ч. пшеницы. Переходящие запасы зерна, в т.ч. пшеницы, тоже были рекордными: в начале сезона (1 июля 2023г.) в сельхозорганизациях хранилось 7,5 млн т пшеницы, что на 74% больше, чем год назад. Сейчас идет уборка урожая: темпы небольшие, мешает погода. И средняя урожайность, согласно предварительным данным, ниже, чем в прошлом году. Например, средняя урожайность озимой пшеницы в Башкирии составляет 31,8 центнера с одного гектара. Это на 9,1% меньше показателя конца июля 2022 года, когда урожайность озимых зерновых в республике достигла 35 центнеров с гектара».
После ухода с российского рынка некоторых иностранных компаний были трудности с закупкой запчастей для сельхозтехники, но они решались, и сев под урожай-2023 удалось провести в полном объеме, сообщила Татьяна Литвиненко.
В 2023 году есть определённые сложности с обновлением сельхозтехники из-за снижения рентабельности у сельхозпроизводителей, заметила Татьяна Литвиненко.
«Осенний рост цен на крупы может быть вызван не урожайностью или неурожайностью года, а общей товарной инфляцией и ростом цен на топливо и запчасти для сельскохозяйственной техники, — сообщил «Московской газете» предприниматель, экономист, выходец из ритейла Дмитрий Потапенко. — Крупы могут подорожать в пределах до 20%. Что касается гречки, это знаковый в России товар, и, если сейчас начать устраивать истерику по поводу его доступности, он может начать исчезать с полок быстрее. А если просто сделать «дополнительные товарные интервенции» (спокойно закупиться необходимыми продуктами, — прим.авт.), всё будет нормально. Истерика у нас обычно устраивается именно на гречку».