Папа Юлий II доверил роспись помещения, известного как Станца делла Сенья Ватикане, Рафаэлю Санти. Этот парадный зал служил папе библиотекой и кабинетом, здесь подписывались декреты церковного двора.
Зал украшают четыре фрески,на одной из них изображена «Афинская школа» - фреска, посвященная философии и виднейшим философам.
В центре искусстно написанного архитектурного пространства стоят Платон и Аристотель. Платон рукой указывает в небо , а Аристотель держит руку повернутой ладонью к земле.
В левой части картины изображен Эпикур с венком из виноградных листьев. Эпикур был греческим философом, провозглашавшим,что счастье - это состояние безмятежности духа.
Чуть выше и правее Александр Македонский, ученик Аристотеля, внимательно слушает Сократа, который загибает пальцы на руке, перечисляя свои доводы. Прямо под изображением Македонского сидит великий греческий математик Пифагор,объясняющий очередную теорему.
В правом углу фрески изображен астроном и географ Птолемей, считавший Землю центром мироздания. Он держит в руках земной шар.
Рядом с ним стоит пророк Зороастр,у него в руках небесный глобус. В этой же группе людей мы видим автопортрет Рафаэля.
Третьим ученым в этой группе изображен Евклид, греческий математик и ученик Сократа. Он наклонился и разъясняет одно из начал своей геометрии.
Полуобнаженная фигура полулежащая на ступенях - это философ-киник Диоген, презиравший мирские блага и живший в бочке. За это его даже прозвали «собакой». Он пренебрег приглашением на коронацию Александра Македонского. Став царем, Македонский навестил Диогена и сказал, что готов исполнить любое его желание. Лежавший Диоген ответил: «Не загораживай мне солнце».
Еще один интересный персонаж также сидит на ступенях. Его нет на подготовительных рисунках - Рафаэль добавил его позднее. Условно это Гераклит - философ, сокрушавшийся о безрассудстве человека. На самом же деле человек в одежде каменщика - это Микеланджело. Таким образом Рафаэль воздал хвалу Микеланджело , который в это же время трудился над потолком Сикстинской капеллы в соседнем помещении.
Как сказал Гёте : «Рафаэль всегда умел сделать то, о чем другие лишь мечтали».
«Живопись. Шедевры европейской живописи с комментариями», серия «Домашний музей», автор Роберт Камминг , издательство «ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ»
Лондон • Нью-Йорк • Штутгарт • Москва.