Век технологий коснулся и школ. Сейчас у всех электронные журналы и дневники, задания на сайтах и тесты в гугл-формах. А вот отвечать у доски на уроке всё ещё приходится каждому школьнику.
Если для кого-то это возможность легко получить пятёрку, то для многих – целый стресс-квест.
Есть веские причины почему им страшно:
- Излишнее внимание со стороны класса и учителя. Не всем приятно стоять перед большим количеством людей.
- Неуверенность в своих знаниях. Когда не очень хорошо разбираешься в какой-то теме, то нет желания лишний раз высовываться;
- Дефекты речи, могут вызывать неуверенность у ребёнка и, как следствие, нежелание выступать на публике;
- Буллинг со стороны одноклассников. Конфликты, дразнилки и прочие негативные сценарии могут ещё больше испугать подростка отвечать у доски.
Проблема известна многим и, конечно же, поддаётся решению.
Во-первых, родителям стоит снизить градус ответственности и идеальности обучения. Не нужно нагнетать мысль, что нужно отвечать лишь на пять. В таком случае стресс никуда не уйдёт, а знания могут не появиться. Ведь зубрёжка из страха, это не лучшее обучение предмету.
Во-вторых, можно репетировать речь дома, в знакомой обстановке, перед родными. Сначала продумать уверенную позу: разворот плеч, направление головы, где руки и ноги. Чтобы тело ребёнка запомнило это положение на рефлекторном уровне. Затем начинать представлять себя и чётко произносить ответ.
В-третьих, разговаривайте с ребёнком на равных. Давайте ему высказать своё мнение в споре, слушайте его аргументы. Ведь порой, если дома ребёнку не дают высказать свою мысль, отмахиваются и уверяют, что он ещё слишком мал и неопытен, то и при посторонних он забьётся в угол и не станет ничего говорить.
Главное и важно: наберитесь терпения. Выступление перед аудиторией – это навык, отрабатывать который нужно не один раз. Не стоит повышать голос, требовать сразу чёткого ответа. Лучше напомните ребёнку о его успехе: как он рассказал на застолье об интересной истории или как здорово прочитал Деду Морозу стих.
Чем больше ребёнок будет чувствовать поддержку и опору, чем чаще ему будет предоставляться возможность выступить перед другими людьми в комфортной обстановке, тем легче он станет себя чувствовать в классе.
Импровизация в этом смысле - уникальный инструмент.
Она учить:
- выступать без плана;
- не боятся изменений ситуации, а наоборот, уметь подстраиваться под новые факторы;
- чувствовать поддержку аудитории;
- раскрывать свой характер и личность.
На занятиях ребята могут аргументировать и высказывать свои мнения, слушать других и узнавать новое.
Как итог – им легче жить в коллективе, они становятся более бойкими и смелыми, ведь знают, что у них есть важные идеи, которые стоит озвучить.