Найти тему
Блондинка на пенсии

Комок в горле и слёзы на глазах...

Хочу закончить тему Петрокрепости. Так случилось, что наша дача расположена именно в тех местах, где в годы Великой Отечественной войны решалась судьба нашего города.

Станция Петрокрепость называлась в то время Шлиссельбург.

-2

Дорога жизни проходила севернее Орешка, возле Осиновецкого маяка. Это другая ветка железной дороги, которая раздваивается после станции Мельничный ручей. Я бывала там набегами, по каким-то надобностям. Даже водку где-то там пьянствовала с друзьями-комсомольцами, ещё в бытность работы на "Арсенале". У разорванного кольца бывала. А вот толком, с посещением музея, с экскурсией, чтобы всё охватить, к стыду своему не была ни разу. Там где-то ещё панораму соорудили. Беру на себя обязательство посетить и отчитаться.

-3

А Петрокрепость, то бишь Шлиссельбург, имеет отношение к другой дороге.

18 января 1943 года двигавшиеся навстречу друг другу Ленинградский и Волховский фронты соединились, тем самым прорвав блокаду Ленинграда.

Немецкая пропаганда тогда писала, что узкая полоска болот у линии фронта, которую смогли отвоевать русские, не сможет ничем помочь городу.

-4

Но в тот же день было принято постановление о строительстве новой временной железнодорожной линии вдоль южного побережья Ладожского озера на освобождённой от врага территории.

-5

Причём задача была поставлена невыполнимая: дорога должна быть построена за 20 дней, к 8 февраля. Она должна была заменить ледовую дорогу жизни, действовавшую во время блокады.

-6

Строительство дороги началось 22 января и велось одновременно с востока и с запада. В первую очередь велись такие работы, которые могли обеспечить сквозное движение поездов, чтобы во вторую очередь, не прерывая его, достраивать пути, увеличивая пропускную способность до максимальной. Для того, чтобы иметь возможность подвозить стройматериалы, в срочном порядке был восстановлен кусок ветки от Дуная до Шлиссельбурга.

Я думаю, нет нужды в подробностях расписывать, в каких условиях велось строительство. В этой местности нет даже нормальной почвы для укладки шпал и рельсов. Это сплошное промёрзшее болото. Кроме того, почти вся трасса просматривалась противником с Синявинских высот, и стройка велась под непрекращающимся артиллерийским и миномётным огнём.

И несмотря ни на что, 5 февраля дорога была построена.

Пробный гружёный поезд, двигающийся по низководной переправе
Пробный гружёный поезд, двигающийся по низководной переправе

Мало того, кроме дороги была возведена низководная переправа через Неву, по которой пошли гружёные поезда. Наибольшая глубина реки в месте переправы была 6,5 метров, а ширина 1050 метров.

Вот как описывает процесс строительства очевидец: "Открытое со всех сторон ледовое поле реки. Январские морозы, ветер с Ладожского озера, пронизывающий до костей. Снегопады, переходящие в пургу. И ко всему этому — непрекращающиеся артиллерийские обстрелы, бомбежки, от которых, как и от ветра, укрыться негде".

Я лично не представляю, как это всё было возможно. Но ведь было!!!

-8

Первый поезд в Ленинград вела бригада паровоза Эу-708-64 в составе старшего машиниста И.П.Пироженко, помощника машиниста В.С.Дятлева и кочегара И.А.Антонова. Согласно записи в маршрутном листе, состав отправился со станции Волховстрой в 17 ч. 43 мин. 5 февраля 1943 года. И хотя в пути его обстреливал противник, и приходилось останавливался для отогрева замерзшего рукава, который соединял бак с цистерной с водой, 7 февраля ленинградцы встречали первый поезд с Большой земли на Финляндском вокзале, куда, согласно записи в том же маршрутном листе, он подошел к 12 ч. 10 мин.

Это тот самый паровоз
Это тот самый паровоз

Все прекрасно понимали, что этот маршрут для людей, его совершавших, может стать последним. Его не зря называли "огненным". И всё равно люди соревновались за право вести поезда в осаждённый Ленинград.

У меня при мысли об этом комок в горле появляется и слёзы на глазах выступают, когда бы я это ни вспомнила.

-10
-11

Это мы с мужем специально поехали на станцию Петрокрепость, чтобы соприкоснуться с этим удивительным местом, ставшим очевидцем таких героических событий.

Очень меня это трогает.

На этом разрешите откланяться. Заходите, если что.

Ваша Виктория.