Найти тему
Пикабу

Почему контраварийное вождение не работает

Или, по крайней мере, работает не так, как вам обещают.

Дисклеймер. Авторский пост, написан исключительно в образовательных целях. Автор принимает обоснованную конструктивную критику. Субъективный опыт не является весомым аргументом.

В заключении есть краткое резюме для ЛЛ.

В автошколе выпускники часто спрашивают о курсах контраварийного вождения. По их мнению, после автошколы обязательно пройти курсы, что бы уходить от ДТП в критической ситуации. Поэтому поводу решил подготовить пост о том, почему контраварийное вождение не работает так, как нам обещают.

1. Разные цели

Среди адептов Контраварийного вождения (Далее КВ) я не встречал профессиональных водителей. Водителей, занимающихся перевозками грузов, пассажиров, работающих на пожарных автомобилях или скорых. За подобный стиль вождения выступают бывшие гонщики, утверждающие, что навыки управления автомобиля «на пределе» помогут вам в ежедневных поездках.

И тут возникает первое противоречие: у гражданского водителя стоит задача доехать из точки А в точку Б плавно, комфортно, без создания аварийных ситуаций, безопасно. И главное, чтобы каждая поездка была такой, а не пять раз проскочил, на шестой не проскочил.

Задачи гонщиков - доехать максимально быстро. Плавность и комфорт в соревнованиях не столь важны, как на обычной дороге.

2. Разные люди.

В гонках за рулем автомобилей сидят похожие друг на друга люди: они бодры, настроены на победу, их навыки отточены, у них один маршрут, их темп плюс-минус одинаковый.

На городской дороге… В идеале водитель должен садится за руль хорошо отдохнувшим, в хорошем расположении духа и самочувствии. Сферический конь в вакууме, не иначе.

На практике мы имеем довольно большой спектр по самочувствию и психологическому состоянию водителей на дороге: утром не проснулись, вечером устали, кто-то едет на работу, кто-то к девушке на свидание, кому-то 20 лет, кому-то 60, кто-то только сел за руль, кто-то за рулем уже 8 часов, у кого-то все хорошо, у кого-то близкий человек болеет, и водитель сам не свой.

БОльшая часть этих людей просто неспособна реагировать на аварийные ситуации так же, как хотят тренеры по контраварийному вождению.

Можно, конечно, просто запретить людям «не в том состоянии» садится за руль, но мы не способны контролировать выполнение этого требования. Значит, нужны методы обезопасить себя помимо КВ.

.
.

Посетители Тюменского ГИБДД. Посмотрите, насколько разные эти люди. Требовать от них быстрой реакции не получится.

3. Разные дороги.

У участников гонок есть одно большое преимущество перед другими водителями: они досконально знают трассу, по которой поедут. Вальтер Рёрль в 1992 году на гонке «24 часа Нюрбургринга» ночью в тумане и сильном дожде сохранял высокую скорость прохождения трассы, ориентируясь в поворотах по временнОму графику прохождения.

-3

Может обычный водитель проехать путь от дома до работы, просто ориентируясь на скорость и время? Даже при условии, что дорога будет пустой, я не думаю, что без долгой подготовки у кого-то это получится.

Пилот еще до начала гонки знает про ямы, трещины, неровности трассы. Он знает, какое покрытие будет на каком участке. В ряде соревнований при аварии на трассе гонщиков об этом уведомляют и заставляют снизить скорость.

Что мы имеем на обычных дорогах? Стройка/ремонт, песок, снятый асфальт, ямы. На этой прошлой на моей улице сгорел автомобиль, после него осталась куча сажи на дороге. Это все невозможно знать в начале поездки.

Вспомним самокатчиков, велосипедистов, пешеходов, мотоциклистов, такси, каршеринг, которые любят выскакивать из мертвых зон или резко менять направление движения. В случае нашего резкого маневра велика вероятность, что они попадут нам под колеса.

Окружение разное, и прогнозировать окружение на дороге сложнее, чем на спортивной трассе.

3.1 Автодромы

Посмотрите на автодромы, используемые для обучения КВ. Обратите внимание на их размеры и размеры упражнений. Для этих упражнений нужно гораздо больше пространства, чем мы можем найти на обычной дороге.

-4

4. Разные автомобили

Как часто обычный водитель проверяет уровень масла в двигателе? Не должен проверять, а проверяет. Не часто. А давление в шинах? Насколько хорошо осведомлен рядовой пользователь автомобиля о нюансах настройки подвески?

В тоже время на соревновательных машинах настраивается все: подвеска, шины, двигатель, коробка, выхлоп, и настраивается очень скрупулезно. Масса автомобиля точно известна, и подвеска под эту массу настроена.

Гражданский автомобиль. Разница в его массе утром и вечером может достигать 500кг из-за груза и пассажиров. Вы будете ставить Койловер и настраивать его из-за трех пассажиров и мешков с цементом ради поездки на дачу? Нет, не будете.

-5

Комфорта на спортивных автомобилях нет от слова совсем: на них важнее контроль дороги, чем плавность хода. Ваша теща не оценит.

Вспомните Литвина и его выходку с поджогом автомобиля: даже спортивный Мерседес не выдерживает высоких нагрузок, ему требуется грамотное обслуживание.

-6

5. Разные навыки

КВ требует регулярных тренировок. Вы не можете один раз пройти курсы КВ и всю жизнь чувствовать себя в безопасности. Нужно постоянно оттачивать навыки, что повлечет за собой постоянное обслуживание автомобиля. Ваш семейный кроссовер не рассчитан на такие нагрузки.

В гоночных командах есть механики, следящие за исправностью автомобиля. Коробка, подвеска, шины а иногда и двигатель – расходные материалы. Вы готовы ради тренировок раз в неделю или хотя бы месяц покупать новую резину на ваш авто? Не говоря уже о бензине, масле, подвеске и пр.

6. Разные последствия

Что будет, если раллийный гонщик потеряет управление и собьет зрителя? Я не слышал, чтобы при несчастном случае на гонках кого-то сажали в тюрьму. По крайней мере, массово это не происходит.

Что будет, если вы, уворачиваясь от ДТП, собьете человека? Вас посадят, ибо ПДД РФ пункт 10.1 требует от водителя в случае опасности не маневрировать, а снижать скорость вплоть до полной остановки.

Так было в Тюмени в 2022 году: водитель решил уклониться от ДТП и насмерть задавил девочку. Тормозил бы, все обошлось бы ремонтом авто.

Пилот не лишится единственного семейного автомобиля, если не справится с управлением, а вы можете.

Хоп-хоп рулем не работает, а лишь повышает риск тяжелых последствие от ДТП.

7. А в билетах ГИБДД.

Тут читатель может возразить, что даже в билетах ГИБДД есть вопросы о том, как справиться с заносом. Значит, эти навыки нужны.

И таки да, уметь справляться с заносом, сносом и скольжением нужно… Но это не панацея. Вот вам аналогия: уметь пользоваться огнетушителем важно, но не курить на АЗС все-таки важнее.

И замете: пользоваться огнетушителем, а не пожарной автоцистерной на 12 тонн воды.

-7

Я каждую зиму выезжаю на закрытую площадку и освежаю навыки по снегу, чтобы заново прочувствовать, как ведет себя автомобиль. Но на то, что нам предлагают преподаватели КВ, это мало похоже. Плюс ко всему, после 15 минут полный привод на моем авто отказывается работать, приходится ждать, пока остынет: он не предназначен для таких нагрузок.

8. А что работает?

Работает Защитное Вождение: стиль управления автомобилем или мотоциклом, при котором водитель прогнозирует дорожную обстановку наперед, обращая внимание на дорогу и поведение других водителей. Стиль, когда вы не выходите из сложной ситуации, а просто не попадаете в нее.

О нем я подробно расскажу в следующих постах сообщества «Защитное вождение»

9. Краткое резюме

Почему Контраварийное вождение не подходит Гражданскому Водителю (ГВ)

1. Приоритет ГВ – комфорт и безопасность, приоритет пилота, обучающего КВ – динамика вождения 2. На дороге много разных людей со своими проблемами, болезнями и усталостью: рядовой человек не может быть всю поездку максимально внимательным. 3. На обычных дорогах много факторов, которых нет ни на автодроме, ни на гоночной трассе, и они мешают нам применять КВ. 4. Гражданские автомобили не подготовлены к режимам вождения, в которых работают спортивные и гоночные автомобили. Нет такого обилия и доступности настроек, и слишком большой разброс по массе. 5. КВ требует регулярных тренировок и больших затрат на них. 6. В случае ошибки при уходе от ДТП, можно легко получить судимость по уголовной статье. 7. Возможность применения КВ на дорогах переоценена, гораздо важнее не попадать в аварийные ситуации, чем выходить из них. И на основе всех этих причин мы можем сделать вывод, что КВ вождение не подходит обычному водителю. Можно заняться спортивным вождением на автодроме, но не стоить его переносить на дороги общего пользования.

О том, как стать безопасны водителем и не допускать ДТП, в следующих постах)

Пост автора zmost.

Больше комментариев на Пикабу.