Найти тему
Black Maria Кино

В чем сила, брат? В единстве!: Как забастовка Голливуда изменит мир

Оглавление

В начале мая 2023 г. Гильдия сценаристов США объявила о забастовке. А в середине июля к забастовке присоединился профсоюз, представляющий американских актеров. Дело серьезное. И длительное. Обе стороны не планируют садиться за стол переговоров как минимум до середины октября.

Представители компаний считают, что к октябрю бастующие столкнутся с серьезными материальными проблемами (вплоть до ситуаций, когда им придется покинуть свое жилье из-за неспособности платить арендную плату), что ослабит их сегодняшнюю позицию. Сценаристы и актеры рассчитывают на сезон кинофестивалей и премий, которые окажутся бессмысленными без участия в них звезд, а откладывать съемки новых проектов окажется слишком затратно.

Чего хотят бастующие?

Сценаристы начинали бастовать с требованиями улучшить условия работы (буквально - они жаловались, что стриминговые сервисы заставляют их работать в маленьких комнатушках), увеличить оплату труда, изменить корпоративную культуру (так как схема, по которой работают стриминговые сервисы не предполагает возможности карьерного роста сценариста и превращения его в шоураннера). Но самое главное, что беспокоит всех, сводится к двум пунктам:

1) Обезопасить работников от цифровых технологий. Сценаристы боятся, что их заменят на нейросети. Или что их работа сведется в редактированию того, что будет писать искусственный интеллект. Актеры - что их оцифруют и будут использовать их изображения без спроса и всяческих выплат.

2) Выплачивать проценты за демонстрацию фильмов на стриминговых сервисах. Дело в том, что стриминговые сервисы сейчас не раскрывают информацию о том, сколько раз тот или иной проект был посмотрен подписчиками. Стриминговый сервис получает деньги от зрителей не за просмотр конкретных проектов, а просто за подписку. Поэтому они считают нормальным не делиться внутренней статистикой. А платят создателям контента вовсе не соразмерно популярности их продукции. Игроки утверждают, что большие выплаты невозможно получить, если ты снял малобюджетный но популярный проект. Наоборот, большие выплаты основаны лишь на том, насколько дорогостоящим был сам проект и насколько велика была подписочная база стримингового сервиса.

-2

Актеры и сценаристы говорят, что проблемы назревали еще с начала 2000-х, но пандемия все существенно усугубила. Кинотеатральный прокат еле выживает - зрители перестали ходить в кинотеатры, приучившись смотреть кино на стриминговых сервисах, а инфляция заставила даже желающих сходить в кино, часто предпочитать потратить 15 долларов на что-то другое, но не поход в кинозал. Даже хитовые "Барби" и "Оппенгеймер" зарабатывают на 20 % меньше, чем зарабатывали фильмы до пандемии. Более того, за 7 месяцев 2023 года студия Дисней не заработала, а потеряла порядка 900 млн. долларов.

Естественно, индустрия переключилась на стриминговые сервисы. Их значимость стала определяющей для индустрии, но правила по которым они сейчас существуют, удобны лишь руководству этих стриминговых сервисов. Про показы в кинозалах, продажи DVD и показы на телеэкранах все давно ясно и прозрачно. За каждый повторный показ в кинозале или на ТВ, авторы получают полагающиеся им выплаты. И договорные обязательства между актерами, сценаристами и студиями до сих пор составляются основываясь на концепции сильного кинотеатрального проката, с которого они и должны получать основные выплаты. Но реальность давно изменилась...

-3

В 2021 году Скарлетт Йоханссон судилась с Марвел, которая выпустила в одновременный оффлайн и онлайн прокат "Черную вдову" именно из-за этого. Такой выпуск просто-напросто позволил студии не платить актрисе полагавшиеся деньги, но получить повышенную выручку за продажи фильма на стриминге.

Если вы смотрели документалку "Полезные советы от Джона Уилсона", то могли обратить внимание на слова ее создателя Джона Уилсона. Во втором сезоне он говорит, что понятия не имеет насколько успешным был первый сезон, так как HBO не предоставила ему статистику. Однозначно некомфортная ситуация, даже при условии хороших выплат.

Что будет?

Сценаристы и актеры совместно бастовали в 1960-м году. Тогда забастовка продлилась 4 месяца и была связана с развитием телевидения. Актеры приобрели право получать постоянные выплаты за все новые проекты, которые демонстрируются на ТВ, в обмен на отказ от выплат за фильмы, которые были сняты до 1960-го года. А также получили однократную выплату в фонд гильдии для выплаты медицинских и пенсионных обязательств.

Сценаристы отвоевали себе право на получение 1,2 % от лицензирования фильма для показа на ТВ и 4 % за повторные показы проекта на телеканалах. Плюс создание специального пенсионного фонда и медицинской страховки.

-4

Нет никаких сомнений, что в результате сегодняшней забастовки стриминговые сервисы пойдут на встречу актерам и сценаристам. Бастующие справедливо отмечают, что киноиндустрия зарабатывает очень много денег, несмотря на кризис, просто технологические компании захватили слишком много власти в одни руки, превратились в монополистов и должны пересмотреть свои аппетиты на дивиденды для руководства в пользу рядовых работников.

Если посмотреть на историю развития Голливуда, то можно легко увидеть циклично повторяющиеся эпизоды противостояния сотрудников индустрии с крупными корпорациями. И всегда это противостояние решалось не только на уровне индустрии, а на уровне судебных решений и законодательства. Когда Эдисон создал монополистический трест, суд запретил эту практику. Когда кинокомпании захватили власть над кинотеатрами, новый закон заставил их отказаться от собственных кинотеатральных сетей. Когда киностудии создали несправедливые договорные обязательства для актеров, суд запретил эту практику.

-5

Чем бы не закончилась забастовка актеров и сценаристов, очевидно, что технологические компании давно требуют не просто новых договорных обязательств, а принятия новых законов, которые бы регулировали и ограничивали их непомерно разросшуюся всепоглощающую власть.

Бастующие сегодня говорят, что интернет компании подмяли под себя музыкальную индустрию, индустрию такси и печатные издания. Они сделали это очень легко. Но киноиндустрия готова сражаться и смело демонстрирует свои намерения.

Голливуд с самого своего основания был силен и продолжает быть великой силой благодаря своему единству. Представители индустрии создали профсоюзные организации, которые отстаивают интересы своих подопечных, а не ведут подковерные игры в угоду частных интересов. А готовность суперзвезд, которых проблемы рядовых сценаристов и актеров не касаются, проявлять солидарность и отстаивать интересы коллег, вызывает лишь восхищение.

В конце 2010-х Голливуд объединился ради MeToo и TimesUp и легко инициировал существенные изменения не только в своей индустрии, не только в своей стране, но и во всем мире. Сегодня Голливуд объединился ради куда более значимой и благородной цели. Удачи им и нам!