Найти в Дзене

7 вопросов амбассадорам Литрес

Оглавление

Амбассадоры Издательских сервисов Литрес — это авторы и чтецы, представляющие нашу платформу на книжных мероприятиях. Наталья Беляева пригласила опытных коллег-чтецов — Светлану Шаклеину, Илью Дементьева и Виталия Сулимова — ответить на вопросы исполнителей, которые только начали озвучивать книги. Информация будет полезна и активно записывающим чтецам проекта.

Светлана Шаклеина — диктор, актриса озвучивания, «Голос года» в премии «Электронная буква» (2021 г.)

Илья Дементьев — диктор, ведущий, «Голос года» в премии «Электронная буква» (2022 г.)

Виталий Сулимов — актер, музыкант, победитель премии «Электронная буква» в спецноминации «Лучший дуэт» (2021 г.)

Наталья Беляева — профессиональный чтец-эксперт, многократный лауреат премии «Электронная буква», педагог по орфоэпии, дикции, логике речи, член Союза дикторов.

1. Как сделать кабину для записи аудио в домашних условиях?

Светлана Шаклеина

Необязательно иметь кабину — оставьте это на потом. Достаточно грамотно оборудовать свое рабочее место: создать такие условия, чтобы в микрофон не попадали эхо (отражение от стен и гладких поверхностей) и лишние звуки, например шум процессора. Для этого можно соорудить ширму за спиной и звукопоглощающие конструкции вокруг микрофона: подушки, вешалки с одеждой.

Если вы созрели для покупки полноценной дикторской кабины, можно приобрести такую на специализированных сайтах либо изготовить ее самостоятельно. В Интернете есть много обзоров на самодельные кабины, а в чате чтецов во «ВКонтакте» и Telegram наши коллеги с удовольствием поделятся опытом. Я сама длительное время работала в оборудованной гардеробной, где на стенах висел акустический поролон, на полу лежал ковер, а вместо стола была гладильная доска.

Илья Дементьев

Экономно, но не экономить. Не всем нужна кабина: хватит и подготовки помещения для устранения эха. Расположите щиты с тканью, акустическим поролоном на них. Важно устранить искажение звука.

Если вы все же «доросли» до кабины, то:

  • важно обеспечить комфортное нахождение внутри (вам должно быть удобно и должно хватать воздуха);
  • кабину можно заказать в Интернете;
  • можно выделить комнату и произвести ее аудиоподготовку;
  • важно не экономить на шумоизоляции.

Повторюсь: на начальном этапе хватит минимальных работ по устранению эха. Для этого «сокращаем» пространство: выставляем за собой экран, щит, стену с поглотителем. Качество записи улучшится в разы! И не забудьте про назойливый звук компьютера — он может появиться на записи.

Виталий Сулимов

Я приспосабливаю помещение под запись, так как много путешествую и у меня нет стационарной аудиокабины.

Наталья Беляева

Я работаю в акустически подготовленном, изолированном помещении. На мой взгляд, польза от домашних самодельных кабин заключается, скорее, в психологическом комфорте чтеца. Это некое «творческое гнездо», лаборатория, отгороженная от окружающего пространства, где вся обстановка — пирамидки, свет и пр. — работает на вдохновение и рабочий настрой.

Можно работать не только в «тепличных», но и в «походных» условиях. Я никогда не записываю аудио в шкафу. Поверхность стола накрываю одеялом, задергиваю шторы, на подоконники кладу подушки.

-2

2. Можно ли сделать хорошую запись без дорогой аппаратуры? Что важно учесть?

Светлана Шаклеина

Можно и даже нужно. Вы можете приобрести дорогое оборудование, но спустя месяц понять, что озвучивание книг — это не ваше. Но все же не стоит записывать голос на микрофон телефона и телефонную гарнитуру. Приобретите для начала недорогой микрофон или аудиорекордер (может, даже б/у) — для «пробы пера» вам этого хватит. Самое главное — подготовка места, где вы будете работать. Об этом мы рассказали выше.

Илья Дементьев

Аудиоподготовка помещения — вот что важно. Нет такой возможности — пишите в шкафу, в автомобиле или другом месте, где лишние звуки не смогут испортить запись. Изначально записанный чистый звук в разы лучше. Вопрос об оборудовании открытый, но я считаю, что с микрофоном от 5-6 тысяч рублей, даже USB, напрямую подключаемым к компьютеру, можно делать достойные записи.

Виталий Сулимов

Чтобы сделать хорошую запись, необходимо изучить основы звукорежиссуры и обработки аудио. Я изучал по видеоурокам на ютуб-каналах, например «Звукарь бомбит» и у знакомых в студии.

Могу поделиться своим порядком обработки фонограммы:

  • Эквалайзер FabFilter Pro-Q 3
  • Гейт FabFilter Pro-G
  • Компрессор Waves CLA-2a
  • Де-эссер iZotope RX 9 De-es
  • Де-ревербератор iZotope RX 9 De-re
  • Дыхание IZotope RX 9: Breath Control
  • Лимитер FabFilter Pro-L2

Наталья Беляева

Я пробовала писать на разную аппаратуру и остановилась на Røde NT USB. Этот микрофон оказался оптимальным по соотношению «цена — качество — мобильность». Условно дешевая техника не передает богатства звучания и всех достоинств вашего голоса.

-3

3. Как экономить время при обработке аудио?

Светлана Шаклеина

Делать максимально хороший исходник, чтобы не приходилось долго корпеть над обработкой.

Илья Дементьев

  • Унифицироваться и делать меньше ошибок.
  • Начать с собой игру-соревнование: сколько я могу сделать минут записи без ошибок? Так вы будете тренировать себя.
  • Делать пометки для быстрого монтажа, щелчки или другие знаки.
  • Писать в несколько подходов, чередуя с монтажом. От однотонной работы вы будете уставать, и КПД будет падать.
  • По возможности обзавестись корректором, который слушал бы ваши записи и указывал на ошибки.

Виталий Сулимов

При записи книги я сразу исправляю оговорки и «брак» звука.

Наталья Беляева

Обработка не отнимает много времени: на час записи у меня примерно 10 минут оговорок и т. п. К тому же непрерывно читать невозможно, а монтаж — это смена деятельности, своего рода отдых. Такую работу при желании можно делать даже лежа на диване, разгружая спину.

Материал я записываю с «метками», иногда в диалогах пишу по несколько дублей одной реплики, чтобы на монтаже выбрать наиболее удачный.

Замечу, что предварительное знакомство с текстом в разы уменьшает число оговорок.

4. Как бороться с распространенными дефектами, недостатками техники речи, щелчками и т. д.?

Светлана Шаклеина

В Интернете есть огромное количество упражнений и уроков по речи и голосу. Конечно, занимаясь с профессионалом, вы быстрее сможете отточить технику речи, но если у вас нет явных дефектов, то ежедневная самостоятельная работа над дыханием, дикцией и артикуляцией существенно повысит качество вашего звучания.

Например, мои любимые занятия — упражнения с винной пробкой, скороговорки, чтение вслух. Если заниматься с пробкой ежедневно по 5 минут в день или перед записью, через неделю-другую ваша речь станет чище.

При записи аудиокниг, к сожалению, неизбежны оговорки, щелчки от слюней и пр. Оговорок с опытом станет меньше, а вот слюни не проходят (у меня, по крайней мере). Пьем много теплой воды. Сколько? Ответ индивидуален. На моем столе всегда стоит стакан с водой; как только я чувствую, что во рту пересыхает, делаю небольшой глоток. Бывает, за 1 рабочую сессию (3-4 часа) выпиваю около литра воды, а бывает — полстакана.

Есть рекомендация по продуктам, которые нежелательно употреблять перед записью, чтоб избежать щелчков: сладкое, перченое, молочное, снеки и пр. Но я этого списка не придерживаюсь, поэтому остановлюсь на совете про воду.

Илья Дементьев

Все дефекты идут от несовершенства вашего рабочего инструмента: не разогрели, не подготовили. Чай уместен, но я бы рекомендовал теплую воду. Пусть она всегда будет с вами. Пейте воду по необходимости. Из-за недостатка влаги появляются и сухость, и, наоборот, чрезмерное выделение слюны.

-4

Виталий Сулимов

Все дефекты можно отработать, регулярно занимаясь сценической речью и актерским мастерством.

Распространенный недостаток — вялые губы, отсюда нечистая артикуляция. Есть хорошее упражнение для активизации работы губ: произносить короткие фразы с большим количеством звуков [б] и [п] — сначала при сильно сжатых зубах, затем нормально артикулируя. Я использую и вибрационный (постукивающий) массаж с долгим звуком [м].

Разминку перед записью не делаю, но занимаюсь физическими упражнениями (на дыхание и силовые), чтобы проснулись мышцы и тело. Могу порекомендовать известное дыхательное упражнение «Греем ладони». Эффективно и такое: руки на бедрах, пятки вместе, носки врозь; взять предварительный вдох носом; на фиксированном выдохе (губы трубочной через рот) медленно приседать, не разъединяя пяток и мысленно считая до 10; при подъеме естественный глубокий вдох носом. Ну и обязательно много зевать!

Наталья Беляева

Уменьшить количество щелчков помогает работа над дикцией, над точностью произнесения. Как говорят мастера, каждый звук должен формироваться в строго определенном месте. Щелчки возникают и от употребления «стоп-продуктов», и от неточной артикуляционной позиции, недостаточной тренированности мышц аппарата.

Вы можете проверить себя:

  • Перед зеркалом сделайте 10 широких кругов языком перед сомкнутыми губами по часовой стрелке, 10 против часовой стрелки.
  • Повторите, проделав не широкие круги, а маленькие.
  • Сделайте по 10 точных «уколов» острым языком поочередно в правую и левую щеку.
  • Сделайте по 10 двойных «уколов» в каждую щеку; нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
  • Затем сделайте «тонкую иголочку», высунув язык на 40 секунд, не напрягая нижнюю челюсть и шею; язык не должен дрожать.

Если возникли сложности, надо включать в свой тренинг эти упражнения.

5. Какие книги лучше выбирать для озвучки?

Светлана Шаклеина

Однозначно советую поначалу выбирать те жанры, которые вам нравятся. Я первой книгой выбрала произведение на 10 часов и именно поэтому советую взять короткое произведение. Небольшого объема вам хватит, чтоб познакомиться с профессией чтеца, научиться работать с записями и обрабатывать их.

-5

Илья Дементьев

Разные :) Нет однозначного ответа. Есть книги, которые нравятся вам. Есть книги, которые потенциально будут лучше продаваться. И не всегда это одни и те же произведения. Делайте больше, и вы найдете своего слушателя и свои книги. Не будете пытаться — ничего и не будет.

Виталий Сулимов

Лучше учиться озвучивать книги разных жанров. Чтец — это актер, который должен овладеть своей профессией и понимать любой жанр, героя, ситуацию.

Наталья Беляева

1. Если есть выбор, лучше читать то, что вы сами высоко оцените как читатель. Неприятие текста, равнодушие к сюжету, раздражение и пр. — все это не на пользу как чтецу, так и слушателю.

2. В текстах, которые мы озвучиваем, бывают неточности. Можно сделать скрины и отправить их вместе с готовой фонограммой на Литрес, сделав на диске папку «Опечатки» (например, героиню зовут Ирина Марковна, а местами написано «Макаровна»). Эту информацию направят автору. Так вы:

  • обеспечите полное соответствие написанного и озвученного, что мы, как чтецы, обязаны делать по договору;
  • поможете автору выправить электронную версию — читатели будут благодарны за чистый, хорошо воспринимаемый текст. Это наша репутация.

3. Есть еще один нюанс. Как говорил выдающийся мастер А. Я. Закушняк, стоящий у истоков жанра «художественное слово» (это термин в сценической речи): «Выбор произведения не обусловливается только моим художественным вкусом». Он призывал соотнести текст с своими исполнительскими данными.

Так, если трудно дается юмористическое фэнтези с большим количеством характерных персонажей (зверей, детей, стариков и др.), лучше взять что-то иное. Бывает, слышно, что чтецу нравится книга, она его увлекает, но как исполнитель он ее не тянет. Многие ли из нас смогут так же виртуозно исполнить «Ведьмака» или «Гарри Поттера», как В. Кузнецов и А. Клюквин?

-6

Человеку порой нелегко оценить свой потенциал. Можно сделать в дальнейшем вебинар, на котором желающие смогут получить оценку и рекомендацию по жанрам и амплуа.

6. Как вы продвигаете свои аудиокниги?

Светлана Шаклеина

Несмотря на то, что я довольно крупный блогер на нескольких площадках, аудитория в этих блогах у меня не совсем целевая и не связана с моим творчеством. Однако среди лояльных подписчиков я нашла своих слушателей и размещаю там ссылки на аудиокниги, которые могут быть им интересны.

Не так давно я завела группу в ВК и канал на Ютубе, но пока не хватает времени на их наполнение. Поэтому на тему продвижения аудиокниг я сама с удовольствием послушаю советы.

Илья Дементьев

Только с помощью страницы во «ВКонтакте» количество работ приближается к 300 и уже самостоятельно, как снежный ком, тянет одну книгу за другой, одного читателя за другим.

Начинающим чтецам я рекомендовал бы говорить всегда и везде о том, что они озвучивают книги.

Виталий Сулимов

Я публикую отрывки, буктрейлеры озвученных книг на своих страницах/ каналах в социальных сетях: на YouTube и в группе ВК.

Наталья Беляева

Предлагаю говорить об аудиокнигах сообща с авторами, умножая аудиторию. Когда авторы подключаются — это ценно. Недавно я работала над детективом «В ритме страха» Евгении Кретовой, и автор писала посты о начале работы над аудиоверсией, делилась «закулисьем» озвучивания. Перед выходом книги и в момент релиза мы уже делали анонсы с аудиофрагментами.

  • В день открытия продаж на странице аудиокниги на Литрес я стараюсь размещать свой отзыв исполнителя. В этом равняюсь на Игоря Князева: он пишет настоящие рецензии на озвученные им книги, глубокие и цепляющие.
  • Призываю и авторов писать на странице аудиокниги свой комментарий к работе чтеца.
  • Уже вышедшие книги можно комбинировать в подборки с другими вашими работами и с работами коллег.
  • Хорошо, если авторы в своих блогах высказываются о достоинствах и недостатках аудиокниг, спрашивают мнение аудитории, призывают послушать и оценить.
-7
  • Говорить об аудиокниге лучше не один раз, в день выхода, а периодически, даже спустя время (если вы считаете, что работа вышла удачная).
Одним из косвенных способов продвижения можно считать борьбу с бесплатным распространением наших аудиокниг в сети.

К сожалению, нельзя написать коллективное обращение, на основе которого все ресурсы, нарушающие наши права, будут закрыты. Я проконсультировалась по этому вопросу с отделом аудиопроизводства, и Юлия Лапина разъяснила: работа происходит по каждому обращению на reader@litres.ru. Каждый из нас должен написать по поводу своих книг, приложив ссылки на нелегальное размещение, а далее Литрес проведет работу. Можно писать и на сайт нарушителей. Пока это работает, увы, так — в ручном режиме. Я благодарна коллегам, которые помогают отслеживать нелегальное появление в открытом доступе наших работ.

7. Поделитесь, пожалуйста, своими лучшими аудиокнигами или приведите примеры отличных произведений, записанных мэтрами

Светлана Шаклеина

Моя лучшая книга еще не озвучена. Я совершенствуюсь с каждой новой работой. А из того, что сама слушаю, увы, не все книги отличного качества: мне важнее содержание, а не качество записи и навыки чтеца. К тому же я предпочитаю читать тексты, в идеале еще и на бумаге.

Илья Дементьев

Предлагаю послушать «1984» Дж. Оруэлла, «Черную призму» Б. Уикса, «Таинственные расследования Салли Локхарт» Ф. Пулмана, «Искренне вашего Шурика» Л. Улицкой.

Виталий Сулимов

Своими работами как примерами делиться не буду. Слушаю и учусь у Александра Клюквина.

Наталья Беляева

Поделюсь аудиокнигами, в которых и содержание, и исполнение на высоте: цикл «Ведьмак» в исполнении В. Б. Кузнецова и работы А. В. Клюквина (цикл о Фандорине, беллетристическая часть «Истории Государства Российского»).

Из моих работ — новый цикл Елизаветы Дворецкой «Свененьд», если Древняя Русь и талантливо написанный роман об этом периоде вам интересны.

Мы постарались ответить с позиции сегодняшнего опыта на популярные вопросы чтецов. Возможно, для кого-то это азбучные истины, а кто-то возьмет ответы на заметку и применит их с пользой. Если у вас есть свой взгляд на эти вопросы и удачный опыт, поделитесь в комментариях. Нам важно знать ваше мнение, ведь мы — и все вместе, и каждый по отдельности — занимаемся общим делом: стараемся дать «верный» голос книгам, сделать чистыми, точными и живыми выпускаемые аудиокниги.

Благодарим амбассадоров Издательских сервисов Литрес за ответы на вопросы и Наталью Беляеву за подготовку статьи. Другие полезные материалы читайте в нашем блоге.
Следить за новостями амбассадоров можно на странице проекта и в телеграм-канале.
Если вы хотите стать чтецом проекта Литрес Чтец, регистрируйтесь здесь.

Познакомиться с творчеством авторов статьи вы можете на страницах чтецов и в социальных сетях.

Светлана Шаклеина: страница на Литрес и группа ВК

Илья Дементьев: страница на Литрес и страница ВК

Виталий Сулимов: страница на Литрес и группа ВК

Наталья Беляева: страница на Литрес и группа ВК