Я и мои ровесники выросли на русских сказках. У нас дома, например, было несколько сборников со сказками. Я их все перечитала, а некоторые сказки не один раз.
В последнее время я стала замечать, что интерес детей к чтению сказок постепенно пропадает. Давайте, поразмышляем, почему? И нужно ли нам этот интерес поддерживать всеми силами?
Роль сказок в развитии ребёнка
Знакомство ребёнка со сказками начинается с раннего детства. Сначала мы читаем деткам сказки о животных, затем волшебные сказки, а чуть позже - бытовые и богатырские.
Детям нравится слушать сказки. Многие ребята даже просят прочитать им одну и ту же сказку несколько раз. Интерес к сказкам вполне объясним:
1. Герои сказок - смелые, сильные, добрые, умные люди. На них так и хочется быть похожим. Или хочется, чтобы твои друзья были на них похожи.
2. В сказках можно "поговорить" с животными, полетать на орле, найти говорящую золотую рыбку. То есть происходит такое, чего не встретишь в реальном мире. И это завораживает. Так и хочется убежать в сказку и побыть немного там.
3. А ещё в сказках всегда побеждает добро и справедливость, что в реальном мире происходит очень редко.
Читая детям сказки, мы воспитываем в них лучшие человеческие качества, стремление к познанию. Дети получают представление о том мире, в котором хотелось бы жить. У них появляется желание сделать этот мир лучше. Мне кажется, что во всём этом и кроется истинная ценность сказки.
Дети любят сказки
Итак, дети любят слушать сказки. Особенно, если взрослый читает их с выражением. Спросите маленького ребёнка: "Почитать тебе сказку?" И малыш тут же бросает игрушки и бежит к вам. В школе происходит тоже самое. "Сегодня мы познакомимся со сказкой ...", - говорит учитель. И у ребят загораются глаза, просыпается интерес.
Дети любят смотреть сказки. В фильмах не только можно увидеть чудеса. Но и посмотреть на любимых героев: во что они одеты, как выглядят, как говорят, что делают. В фильмах используется музыка, спец. эффекты, другие режиссёрские приёмы, которые ещё больше притягивают детей к экранам телевизора и мотивируют ребёнка досмотреть сказку до конца. Фильмы по сказкам, поставленные А. Роу в прошлом столетии, до сих пор пробирают аж до дрожжи в коленках.
Эта любовь детей к сказкам, думаю, не угаснет ни через 100, ни через 200 лет. И следующие поколения будут также с интересом слушать и смотреть сказки. Но только слушать и смотреть. А читать?
Дети любят читать сказки, но не все
И дело не в том, что дети вообще не любят читать. Тут есть кое-что ещё.
Все мы знаем, что знакомству со сказками мы обязаны собирателям сказок. Эти люди ходили по деревням, слушали сказки, которые им рассказывали люди, и записывали их. Одним из самых известных собирателей русских народных сказок был А. Н. Афанасьев. Сборники сказок в обработке А. Н. Афанасьева были когда-то в каждой семье. Именно эти сказки читали дети в школе. Эти сказки читала и я. И они мне очень нравились.
Давайте прочитаем отрывок из одной такой сказки под названием "Волк и коза".
Обратите внимание на выделенные слова. Есть слова, с которыми современные дети могут быть не знакомы (например, бор, вымечко). Есть слова, которые мы сегодня редко употребляем в речи или употребляем в другой форме (например, отопритеся, сыру землю, искать корму, воротится). Даже сейчас пишу, а проверяльщик орфографии выделяет мне слово "отопритеся" красным цветом - мол, такого слова нет в русском языке. Даже если ребёнок уже знаком с этой сказкой (слушал, смотрел), ему всё равно непросто будет прочитать слова "детятушки, копытечко".
Вот все эти моменты затрудняют чтение сказки, и как следствие, снижают интерес. Интерес именно к прочтению сказки.
То же самое относится и к авторским сказкам писателей прошлых веков (В. Одоевский, А. Погорельский, П. Бажов, даже А. Пушкин). Как-то на занятии мы читали с учеником сказку В. Одоевского "Мороз Иванович". За 45 минут мы осилили лишь одну страницу сказки. А всё потому, что объяснять приходилось чуть ли не каждое слово. Потом опять перечитывать, чтобы понять содержание. А вот мультфильм по этой сказке ребёнок смотрел с удовольствием.
Современные же сказки, написанные понятным языком, дети читают с удовольствием.
P.S. Сейчас есть тенденция "перевода" старинных сказок на современный язык. Раньше мне казалось это варварством. Но с другой стороны, видя, как мучаются дети и как падает интерес к чтению сказок, я подумала: "А почему бы и нет?"
А вы как думаете?