Анатолий Гриненко
Дмитрий приехал, принял поздравления, побыл полчаса и
уехал к себе домой на день рождения! Шашлыки мы готовили
без него. Беседа — гитары не было. Двое парней из Волга-
Днепра, два Андрея и я. Андрей, бывший дельтапланерист,
сейчас владелец СП-30 — потомственный летчик. Комиссию в
училище не прошел, окончил Харьковский авиационный, в наш
коллектив пришел пять лет назад. Пилотское свидетельство
получал в Казанском АУЦ, развивался и достигал всего сам. Сам
заработал денег на подержанный аэроплан, сам с ним всю зиму в ангаре — подготовка к сезону.
В ангаре кроме своего аэроплана идут работы по
проектированию и постройке еще одного «шедевра»
авиационного направления; упорству и работоспособности
можно позавидовать. Возраст за пятьдесят!
Все лето в поле; готов выполнять любую работу от самых
южных окраин в районе Красного Кута и до самых северных
районов Татарстана. Знакомы давно. Человек живой, грамотный
и общительный.
— Анатолий, ты же инженер, присоединяйся к
конструкторской деятельности!
Грамотный, но наивный изобретатель! Не раз бывал у него в
ангаре, видел кое-что уже в металле, конечно, есть рациональное зерно, но эстетики мало — прагматик: все вертикально и горизонтально, все вдоль и поперек, а я люблю все красивое.
— Андрей, готовых разработок много, уже зарекомендовавших себя годами и десятилетиями. Простые рациональные конструкции, просчитанные и испытанные.
Хочет свое решить, у него лучше будет!
— Анатолий, новое нужно, перспективное, — пытается меня
убедить, — а ты предлагаешь в тридцатые вернуться!
Удивительный «Берт Рутан»! Спорить с ним не хочется, все-
таки инженер он неплохой, что ни говори: у него уже что-то есть
и довольно грамотное, но все равно порешать кое-что можно.
Конечно, сделать свое это интересно, но потом сколько
времени уйдет на доводку: из года в год переделывать, и
улучшать, и исправлять ошибки. Все великие на это жизнь
потратили, у нас времени нет: надо готовое брать. Пытаюсь его
переубедить, но знаю, с его упорством это бесплодное занятие
— сподвижником с ним быть бесперспективно. Ему просто
нужен помощник, технарь. Он знает, что я имею хорошие
навыки в рабочих специальностях, а он толковый инженер, но
без критики. Появляется желание привести интересные
примеры.
— Андрей, подтверждение тому американский КЭБ, Питтс,
наши Яки, зачем изобретать? Зачем Су-26 делать? — стараюсь
доказать. — В свое время над этой новинкой целый коллектив
работал.
Бесполезные разговоры, но все равно общаться с ним очень
приятно! Постепенно перешли на прошлое. Мой бывший
«курсант», ныне самостоятельный, уже чему-то научившийся, а
в конечном счете, пятидесятисемилетний опытный летчик,
полетавший «везде» и на «всем», рассказывает, как пришлось по
миру помотаться. Конечно, это прошлая интересная жизнь и
Андрей смотрит, на своего тезку, с завистью! Я вижу это и, хотя
тоже немного завидую, пытаюсь донести свою мысль в
шутливом тоне.
— Полет — это время, проведенное в воздухе. И чем больше
скорость полета, тем больше расстояние. Тебе из южной части
Саратовской области куда-нибудь в Кургузу под Казань —
перелет, ему из «Раменского» в какой-нибудь Кандагар — то же
самое! — стараюсь внести поправку в общий разговор. —
Представь, космонавты сутками мотаются на орбите.
Все смеемся — пример неудачный. Вижу, что под действием
горячительного загнул лишнего. Андрею пример тоже не
понравился.
— Ну, давай не будем обсуждать, кому было сложней, — с
усмешкой заявляет Андрей, — нашему экипажу Ту-95 при
патрулировании в нейтральных водах или Чкалову на АНТ-25?
Сейчас и ему пришел в голову не «тот случай».
— В Великую Отечественную Пе-8, Ил-4 и Ли-2, Андрей,
выполняли одну и ту же работу в дальней авиации. Согласись,
Пе-8 и Ли-2 машины разного класса, но полеты одни и те же, и
летчики там были одного уровня, — и я хочу рассказать случай
из своей летной практики.
— Я сейчас опишу более реальную картину из своего далекого прошлого: интересный полет на Ан-26!
Всем присутствующим уже надоели бесплодные разговоры,
Андрей тоже хочет сменить тему, и мой Андрей, когда-то
немного заставший Ан-26 в своей жизни, также просит с
интересом:
— Рассказывай, Анатолий! Смени тему.
Далее постепенно все прониклись рассказом и с
удовольствием вставляли реплики, что превратило всю историю
в интересный и неправдоподобный авиационный анекдот —
хотя все это чистая правда!
(Продолжение следует)