Найти в Дзене
Истории о музыке

Музыкальные инструменты античности: зачем греки рисовали глаза на лироподобных инструментах? (ч.1)

В Древней Греции самым популярным и доступным инструментом была лира - струнный щипковый инструмент. Звуковым ящиком архаической лиры служил панцирь черепахи. Позднее он стал изготавливаться из дерева. Сбоку крепились две ручки (сначала для них использовались рога диких козлов, затем дерево), которые соединялись деревянной перекладиной. Струны крепились с одной стороны на перекладине, с другой - на небольшой дощечке в нижней части звукового ящика. Струны (хорды) делались из бычьих или бараньих кишок, либо из сухожилий козлов. Натяжение струн осуществлялось сначала при помощи небольших ремешков, которые выделывались из бычьей кожи, позднее при помощи колков. Все струны были одинаковой длины, но отличались толщиной. Использование кожаного ремня позволяло играть на лире не только сидя, но и стоя. Звук извлекался либо пальцем, либо плектром. Архаическая лира имела три струны, затем количество струн увеличивалось. Были популярны и несколько родственных лире инструментов, имевших определенн

В Древней Греции самым популярным и доступным инструментом была лира - струнный щипковый инструмент.

Древнегреческая лира.
Древнегреческая лира.

Звуковым ящиком архаической лиры служил панцирь черепахи. Позднее он стал изготавливаться из дерева. Сбоку крепились две ручки (сначала для них использовались рога диких козлов, затем дерево), которые соединялись деревянной перекладиной. Струны крепились с одной стороны на перекладине, с другой - на небольшой дощечке в нижней части звукового ящика. Струны (хорды) делались из бычьих или бараньих кишок, либо из сухожилий козлов. Натяжение струн осуществлялось сначала при помощи небольших ремешков, которые выделывались из бычьей кожи, позднее при помощи колков. Все струны были одинаковой длины, но отличались толщиной. Использование кожаного ремня позволяло играть на лире не только сидя, но и стоя. Звук извлекался либо пальцем, либо плектром. Архаическая лира имела три струны, затем количество струн увеличивалось.

Были популярны и несколько родственных лире инструментов, имевших определенные отличия:

Форминга - была распространена тогда же, когда и лира (особенно в период архаики и классики, а после после второй половины IV века до н.э. вышла из обихода) Отличалась от лиры как некоторыми внешними особенностями, так и назначением.

Форминга
Форминга

Заметной особенностью форминги было наличие на ее корпусе двух или больше круглых отверстий либо рисованных окружностей, которым часто придавался вид больших человеческих глаз.
О смысле этих украшений можно строить разные догадки. Отверстия, разумеется, могли иметь функциональное предназначение и служить для усиления резонанса (как "эфы" у нынешней скрипки). Однако оформление их в виде глаз, вероятно, имело сакральный смысл: аэды, как и пророки, обычно были слепыми, однако боги наделяли их внутренним зрением (об этом говорил сам Гомер, описывая в "Одиссее" певца Демодока). Видимо, "зрячая" форминга намекала на особый дар богов и на то, что этот инструмент - живой, и у него есть собственная душа (так же, как у корабля, носовую часть которого также часто украшали огромные глаза).

В эллинистическую эпоху формингу вытеснила кифара.

Кифара
Кифара

Кифара - инструмент, близкий лире, но более совершенный. Если лиру можно считать инструментом для всех любителей музыки, то кифара - инструмент профессионалов. Звуковой ящик был более крупным, звук - громче и по весу инструмент был тяжелее.

-4

Барбитос - был очень похож на лиру и имел хождение одновременно с нею. От лиры он отличался тем, что имел более продолговатые "плечи" - а стало быть, более длинные струны, издававшие более низкие звуки, чем у лиры.

Барбитос
Барбитос

Играли на нем с помощью плектра, как это видно на нижеследующей картинке; струн, как и у классической лиры, также было обычно семь. Однако, если лира считалась инструментом "аполлоническим", барбитос был связан с иррациональной "дионисийской" стихией, апеллирующей к чувству и к чувственности. Именно под аккомпанемент барбитоса пели свои стихи лирические поэты (Алкей, Сафо, Терпандр и прочие). Вероятно, более низкий тембр этого инструмента хорошо оттенял напряженный человеческий голос (в том числе женский).