"Я прежде всего любопытный" - пожалуй, именно эта цитата в наилучшей степени объясняет творческий феномен Евгения Евстигнеева. Бывшего слесаря провинциального завода, ставшего одним из крупнейших русских актёров XX века.
Как и подобает по-настоящему великому артисту, Евгения Евстигнеева (1926-1992) невозможно "уложить" в рамки одного амплуа.
С одной стороны, это выдающийся театральный актёр, роли которого имели большое значение для легендарных русских театров "Современник" и МХАТ. С другой - зрителю Евстигнеев знаком по огромному количеству (всего набралось около 130) абсолютно разноплановых работ в кино. Актёр мог воплощать любые характеры: сатирические ("Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"), трагикомические ("Семнадцать мгновений весны"), психологические ("Бег"), драматические ("Собачье сердце").
Хотя Евстигнеев ушёл из жизни в совсем не преклонном возрасте (умер 65-летним на операционном столе), его творческое наследие настолько огромно и значительно, что кажется, будто он был в отечественном кинематографе вечно. Что кажется вдвойне чудом, учитывая то, что в актёрство он пришёл из простой рабочей семьи через профессию слесаря на заводе в Горьком (ныне - Нижний Новгород).
Представляем вам 10 цитат Евгения Евстигнеева.
В ответ на вопрос, хочет ли он стать актёром
Не знаю. А зачем?
О мастерстве
Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлётов или провалов. Работал, двигался. Я - характерный актёр, потому и роли играл разные, преимущественно не главные.
Об актёрской универсальности
Актёр должен уметь и хотеть играть всё, то есть как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос - надо ли актёру давать играть всё, что он пожелает. Но уметь он обязан…
О театре
Театр никогда не умрёт. Он - кровеносные сосуды общества, и перекрыть их невозможно. Только не надо ждать от театра решения каких-то проблем. Он ставит вопросы, заставляет задумываться, а значит, действовать.
О себе
Не смотрите, что я народный артист. Я простой как валенок.
О политике
Артистов, кинувшихся в политику, вообще понять не могу. Наша профессия позволяет со сцены или экрана сказать куда больше и, главное, проникновеннее, чем с трибуны.
О любопытстве
Я прежде всего любопытный. И хотя всех людей любить невозможно, интереса к ним художник терять никогда не должен. Это первая моя заповедь.
О предложении учить студентов в театральном вузе
Мне же придётся их ругать. Я не могу.
О разнице между плохими актёрами и собой
У плохих актёров три штампа, а у меня их двадцать три. Ну вот в различных комбинациях они и дают эффект...
О юморе
В общении с людьми должен присутствовать юмор. В нашей жизни наряду с трагическим достаточно много смешного, и я люблю весёлых людей.